«В первую очередь этот ленд-лиз был выгоден самим американцам. Типично масонское хитрожопие. Развитие своего производства, сбыт продукта за золото, сохранение благостного имиджа борца с Гитлером и тп. Куда ни ткнись - везде выгода. И к раздаче поспели вовремя. На самом деле ценное самое было в поставках - тушенка и грузовики, это да. Хавчик и механизация. Боевую технику никто не хвалит ни из историков, ни из мемуаристов.»
- Кот_ученый, @ 20.5.2009, 22:56 httphttp://inoforum.ru/forum/lofiversion/index.php/t3288-50.htmlЗнакомому с историей читателю известно, что Гитлеровская Германия и Сталинский СССР, беззастенчиво развязавшие Вторую Мировую войну в Европе, действовали по взаимному сговору. В 1939 году 33% экспорта из СССР направлялось в Германию, а вся советская пресса кричала о небывалой дружбе двух социалистическ
их стран, плюющих на отжившие буржуазные демократии Запада. В апреле 1941 года СССР подписал Договор О Нейтралитете с Японией, планировавшей откусить здоровенный кус Юго-Восточной Азии. Этот договор был необходим Японии в качестве страховки в том, что СССР не вмешается в планируемый ими конфликт с Соединёнными Штатами.
Предупреждения о грядущей гитлеровской операции «Барбаросса» – о нападении на СССР – поступали к Сталину из разнообразных источников, но так велика была вера Мудрейшего Вождя Народов в его друга Гитлера, что он отказывался им верить. 11 марта 1941 года Президент Рузвельт вручил советскому послу в Вашингтоне копию плана «Барбаросса», с риском для жизни выкраденную американскими агентами в Берлине. 10 июня англичане передали советским аналогичную информацию. Всё было напрасно: мудрейший из мудрых, кремлёвский усач отказывался верить, что кореш-пахан всадит и ему нож в спину - как водится среди преступников..
. В течение первых месяцев войны, после нападения Германии, в Кремле царили полнейшая паника и растерянность. В эти месяцы Советский Союз потерял:
72% всех своих танков,
34% военных самолётов,
56% мелкого стрелкового оружия,
69% противотанковы
х орудий,
59% артиллерийских орудий и миномётов.
На территории СССР, оккупированной к ноябрю 1941 года, проживало до войны около 40% населения страны, там добывалось 63% угля, там выплавлялось 58% довоенной стали и 60% алюминия. С этой земли до войны собирали 38% урожая зерновых, на ней производилось 84% сахара, поголовье скота составляло 38%, свиней - 60% от общесоюзного поголовья, на этой территории находились 41% всех автодорог страны. (
http://www.marxists.org/archive/dunayevskaya/works/1949/bureaucrats-fate.htm ). Без помощи из-за рубежа Советскому Союзу было не продержаться.
После того, как германские войска пересекли советскую границу, Сталин обратился к Черчиллю и Рузвельту с просьбой о немедленной военной помощи.
Англия сразу же пообещала помощь. США, хотя и не находились формально в состоянии войны с Германией, тоже согласились помочь. Первые конвои с необходимыми для ведения войны материалами были отправлены Советскому Союзу ещё
до подписания соглашения о лендлизе. Протоколы, определяющие поставку товаров лендлиза, были подписаны позже. Советский Союз согласился на выплату ленд-лизовских долгов после войны наличными или бондами, оговоренными условиями договора.
Разговоры о выплате долгов ленд-лиза за счёт золотого запаса – ложь.Организация доставки огромного количества товаров, затребованных Советским Союзом, оказалась очень непростым делом.
В 1941 году и союзники не были готовы к подобным операциям, и Советский Союз не был готов к приёму товаров. К примеру, в августе 1941 года самый тяжёлый портовый кран в Мурманске мог подымать всего лишь 11-тонный груз. Англичанам пришлось в первую очередь поставить русским более мощный кран, без которого разгрузка судов была невозможной. Британскому Королевскому Воздушному Флоту пришлось также взять на себя миссию защиты Мурманского порта с воздуха от самолётов Люфтваффе. 151-я эскадрилья истребителей совершила перелёт из Англии в Мурманск и была расквартирован
а в Ваенге, в 20 милях от Мурманска в августе 1941 года. В её составе было 24 Hurricanes (15 дополнительных истребителей были присланы в разобранном виде морским путём и собраны на английской военно-воздушной базе в Ваенге).
Поставки Америки Советскому Союзу можно разделить на следующие периоды:1."Пре-лендлиз" - с 22 июня 1941 года до 30 сентября 1941 года. Эти поставки
не входили в лендлиз; прямые закупки внезапно затребованного СССР оборудования осуществлялись, как и любые другие срочные международные закупки, за золото.
2.
"Первый период лендлиза" - согласно Протоколу, подписанному 1 октября 1941 года, эти поставки охватывают период начиная с 1 октября 1941 года по 30 июня 1942 года.
3.
"Второй период лендлиза" - согласно Протоколу, подписанному 6 октября 1942 года, эти поставки охватывают период начиная с 1 июля 1942 года по 30 июня 1943 года.
4.
"Третий период лендлиза" - согласно Протоколу, подписанному 19 октября 1943 года, эти поставки охватывают период начиная с 1 июля 1943 года по 30 июня 1944 года.
5.
"Четвёртый период лендлиза" - согласно Протоколу, подписанному 17 апреля 1945 года, эти поставки охватывают период начиная с 1 июля - формально до 12 мая 1945 года, но поставки продолжались во время войны с Японией (в которую СССР вступил 8 августа 1945 года) по условиям Соглашения "Milepost" вплоть до капитуляции Японии 2 сентября 1945 года. С 20 сентября 1945 года все операции лендлиза были внезапно прекращены по требованию СССР, и Америке пришлось оставить уже переброшенные материалы в Англии.
(
http://www.lexisnexis.com/documents/academic/upa_cis/102195_PresSovietLeLeComm.pdf)В приводимом ниже кратком списке перечисляются основные материалы, затребованные СССР в военное время и поставленные ему союзной Америкой согласно программе лендлиза с самого начала и до конца сентября 1945 года:
Самолётов - 14,795
Радарных установок - 2,626
Танков - 7,056
Джипов - 51,503
Грузовиков - 375,883
Мотоциклов - 35,170
Тракторов - 8,071
Пушек - 8,218
Пулемётов - 131,633
Взрывчатых веществ - 345,633 тонны
Стройоборудова
ния - на сумму $10,910,000
Железнодорожны
х вагонов - 11,155
Локомотивов - 1981
Грузовых судов - 90
Судов - охотников за подводными лодками - 140
Торпедных катеров – 197
Фрегатов – 28
Подводных лодок – 105
Корабельных двигателей - 7,784
Продовольствия (консервов) - 4,478,000 тонн
Машиностроител
ьного оборудования - на сумму $1,078,965,000
Стали – 2,3 миллионов тонн (этого количества стали достаточно для изготовления 70,000 танков Т-34)
Цветных металлов - 802,000 тонн,
Нефтепродуктов - 2,670,000 тонн,
Химических веществ - 842,000 тонн,
Хлопчатобумажн
ых изделий - 106,893,000 кв.ярдов,
Кожи - 49, 860 тонн,
Автомобильных шин - 3,786,000
Полевых телефонов - 245,000 (всего телефонов – 423,000)
Армейских сапог - 15,417,000 пар.
Общая стоимость товаров американского ленд-лиза составила 11.3 миллиарда долларов (в ценах времён Второй Мировой войны!) Кроме Америки, в программе ленд-лиза участвовала также Великобритания и страны содружества.
Напишу несколько подробнее о поставках вооружения.
Военные самолётыВоенные самолёты потребовались СССР прежде всего: без воздушного прикрытия наземные войска находились в полной власти противника. По ленд-лизу Советскому Союзу было поставлено 18% всего самолётного состава. Здесь важно иметь в виду, что значительная часть этиз поставок была осуществлена в самом начале войны, в критическое для выживания страны время. В целом, 20% всех советских бомбардировщик
ов были получены по ленд-лизу. Истребителей – 16%. Самолётов морской авиации – 29%. Некоторые модели были особенно популярными среди советских лётчиков: истребители P-39 Aircobra, бомбардировщик
и A-20 Boston и B-25 Mitchell, транспортные самолёты С-47, а также английские Kittihawks. В Россию было отправлено:
Истребителей P-39 Aircobra – 4719,
Истребителей P-40 – 2397,
P-47 – 195,
Истребителей Hurricane – 2952,
Истребителей Spitfire – 1331,
Двухмоторных бомбардировщик
ов A-20 – 2908,
Бомбардировщик
ов среднего радиуса действия B-25 – 862.
(У меня нет точных данных о числе истребителей Kittihawk).
Снимок – разгрузка американских самолётов в Мурманском порту:

Многие советские пилоты стали Героями Советского Союза, летая именно на ленд-лизовских самолётах. Советская правительствен
ная историография в течение долгого времени старалась скрыть или свести к минимуму важность полученных по ленд-лизу истребителей. Ещё в 1980-х годах правдивая информация об этом была полностью недоступна советскому читателю, которому рассказывали, что на американских и английских самолётах летали только «иностранцы». На снимке ниже – краснозвёздный Tomahawk II AH965.

Только сравнительно недавно некоторые из пост-советских историков нехотя начали признавать, что русские пилоты летали на ленд-лизовских самолётах, и летали весьма успешно. Напомню, к примеру, трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, пилотировавшег
о P-39 Airacobra. На этом же самолёте летал дважды Герой Советского Союза Дмитрий Глинка. Дважды герой Ворожейкин летал на истребителе Kittihawk. Вот ещё один асс – подполковник Матвеев, запечатлённый рядом со своим Kittihawk-ом в 1942 году в Плеханово:

Лётчик Л.С.Кулаков на своём Спитфайре (он также летал на Киттихоуке и Кобре):
