
Так что жизнь охотников-собирателей - по крайней мере, тех, кто существует сейчас - не такая отвратительная и жестокая, даже несмотря на то, что фермеры отбросили их в самые кошмарные места на планете. Но современные общества охотников-собирателей, общавшиеся с фермерами на протяжении тысяч лет, не могут рассказать нам об условиях, предшествующих агрокультурной революции. А приверженцы прогресса действительно делают утверждения о далеком прошлом: жизнь примитивных людей улучшилась, когда они переключились с собирательства на сельское хозяйство. Археологи могут установить время, когда это произошло, благодаря различию между останками дикорастущих растений и диких животных и костями одомашненных животных, которые они находят в доисторических мусорных кучах.
Как можно сделать вывод о здоровье доисторических мусорщиков и таким образом напрямую проверить точку зрения приверженцев прогресса? На этот вопрос стало возможным ответить лишь недавно, отчасти благодаря новым методикам палеопатологии - науке о признаках болезней, содержащихся в останках древних людей.
В некоторых благоприятных ситуациях у палеопатологов оказывается столько же материала, как и у сегодняшних патологоанатом
ов. Например, археологи обнаружили в чилийской пустыне хорошо сохранившиеся мумии, медицинское состояние которых в момент смерти можно определить посредством вскрытия (журнал "Discover", октябрь). Также довольно хорошо сохранились экскременты давно умерших индейцев, живших в сухих пещерах Невады, что позволяет изучать их на предмет содержания анкилостоматид
ов и других паразитов.
Обычно из всех человеческих останков единственным предметом исследования оказываются скелеты, но они позволяют сделать на удивление большое количество выводов. Прежде всего, по человеческому скелету можно определить пол, вес и приблизительны
й возраст. В некоторых случаях при наличии нескольких скелетов можно составить статистические таблицы смертности, как это делается в страховых компаниях, когда они высчитывают вероятную продолжительно
сть жизни и риск смерти в заданном возрасте. Палеопатологи тоже могут просчитать темпы роста, сравнивая размеры костей людей различных возрастов, исследуя зубы на предмет присутствия дефектов эмали (признаков недоедания в детском возрасте) и анализируя царапины на костях, которые являются следствием малокровия, туберкулеза, проказы и других болезней.
Вот типичный пример того, что смогли выяснить исследовавшие скелеты палеопатологи касательно изменений человеческого роста. Скелеты из Греции и Турции свидетельствую
т о том, что средний рост охотников-собирателей к концу ледникового периода составлял целых 175 сантиметров у мужчин и 165 сантиметров у женщин. С принятием агрокультуры рост снизился и к 3 тысячелетию до н.э. составлял 160 у мужчин и 152 у женщин. В античную эпоху человеческий рост начал медленно увеличиваться, но современные греки и турки так и не смогли возвратиться к среднему росту своих далеких предков.
Еще одним примером работы палеопатологов является исследование индейских скелетов из могильных курганов, расположенных в долинах рек Иллинойс и Огайо. Из курганов Диксона, расположенных рядом с местом слияния Иллинойс и Огайо, археологи извлекли около 800 скелетов, благодаря изучению которых стало возможным нарисовать картину изменения здоровья людей, случившегося в тот момент, когда культура охотников-собирателей уступила активной культивации кукурузы примерно в 1150 году н.э. Исследования Джорджа Армелагоса и его коллег в Университете Массачусетса показывают, что древние землепашцы дорого платили за свой новый способ пропитания. По сравнению с предшествовавш
ими им охотниками-собирателями у землепашцев на 50% ухудшилось состояние зубной эмали, что говорит о недоедании, у них в четыре раза обострилась железодефицитн
ая анемия (о чем свидетельствуе
т состояние костей под названием околоушный гиперостоз), в три раза увеличились случаи повреждения кости в результате инфекционных заболеваний и усугубилось перерождение позвоночника, что, по всей видимости, стало следствием тяжелого физического труда. "Средняя продолжительно
сть жизни в до-агрокультурном сообществе была около 26 лет, - говорит Армелагос, - но в пост-агрокультурном сообществе она составила 19 лет. Таким образом, все эти проблемы с пропитанием и инфекционных заболеваний серьезно влияли на их потенциал выживания".
Факты говорят нам о том, что индейцы с курганов Диксона, как и многие другие примитивные народы, стали заниматься агрокультурой не из-за предпочтений, но из-за необходимости прокорма постоянно растущего количества населения. "Я не думаю, что большинство охотников-собирателей занимались сельским хозяйством до тех пор, пока им это было необходимо, а когда они переключились на агрокультуру они обменяли качество на количество", - говорит Марк Коэн из Университета штата Нью-Йорк в Платсберге, который совместно с Армелагосом написал одну из главнейших книг в своей области - "Палеопатология и возникновение агрокультуры". "Когда я впервые начал защищать этот тезис десять лет назад, со мной соглашались очень немногие. А сейчас он стал заслуживающей уважения, хотя и противоречивой частью дебатов".
Существует три ряда причин, по которым можно понять, почему вышеупомянутые находки свидетельствую
т о том, что агрокультура была пагубна для здоровья. Во-первых, у охотников-собирателей был разнообразный рацион питания, а землепашцы употребляли в пищу один или несколько крахмалистых видов сельскохозяйст
венных культур. Из-за плохого питания землепашцы получали мало калорий (сегодня только три вида богатых углеводами сельскохозяйст
венных культур - пшеница, рис и кукуруза - обеспечивают требуемый объем калорий, потребляемых человеком, но по отдельности в них содержится недостаточное количество витаминов и аминокислот, необходимых человеку). Во-вторых, так как землепашцы зависели от весьма ограниченного числа сельскохозяйст
венных культур, они подвергались серьезному риску умереть от голода в случае неурожая одной из культур. В конечном итоге, тот простой факт, что агрокультура способствовала увеличению плотности населения, а отдельные сообщества начали практиковать товарообмен с другими многолюдными сообществами, привел к распространени
ю паразитов и инфекционных болезней. (Некоторые археологи считают, что именно уплотнение населения, а не агрокультура способствовала распространени
ю болезней, но этот вопрос напоминает проблему курицы и яйца, так как уплотнение способствует развитию агрокультуры и наоборот). Эпидемии не могли набрать силу в ситуации, когда люди жили разрозненными группами, постоянно меняя места стоянок. Туберкулезу и диарее пришлось ждать когда, появится земледелие, кори и бубонной чуме – когда появятся большие города.

Кроме недоедания, голода и эпидемических болезней земледелие способствовало развитию еще одного бича человечества: классовому разделению. У охотников-собирателей обычно очень мало или вообще отсутствуют запасы пищи, а кроме того, у них отсутствуют концентрирован
ные источники питания вроде фруктовых садов или же стада коров: они живут за счет диких растений и животных, которых добывают каждый день. Таким образом, у них не может быть королей - класса общественных паразитов, толстеющих на хлебах, собранных с других людей. Только в обществе землепашцев здоровая, ничего не производящая элита может править массами, одолеваемыми болезнями. Скелеты, найденные в греческих захоронениях в Микенах, датируемые примерно 1500 г. до н.э., позволяют сделать предположение, что цари употребляли более хорошую пищу, чем обычные люди, так как скелеты царей были на 5-8 сантиметра выше, а их зубы - лучше (в среднем у царей был один зуб с дырой или отсутствовал против шести у простых людей). Среди чилийских мумий, датируемых 1000 г. н.э., элита выделялась не только украшениями и золотыми заколками для волос, но и вчетверо меньшим объемом повреждений костей вследствие болезней.
Подобный контраст в питании и состоянии здоровья мы наблюдаем и сейчас по всему миру. Для жителей богатых стран вроде США превозносить достоинства охотников-собирателей кажется смехотворным. Но американцы - это элита, зависимая от нефти и минералов, которые часто необходимо импортировать из стран, в которых у людей гораздо хуже со здоровьем и питанием. Если бы у человека был выбор между эфиопским крестьянином и бушменом-собирателем из пустыни Калахари, то, как вы думаете, что было бы лучшим выбором?
Возможно, земледелие также способствовало неравенству полов. Освободившись от необходимости переносить детей во время кочевых походов и будучи вынужденными рожать все большее количество детей для работы на полях, женщины в земледельчески
х обществах беременели гораздо чаще, чем в общинах охотников-собирателей, в результате чего они подрывали свое здоровье. Например, среди чилийских мумий у женщин обнаруживалось больше повреждений костей вследствие инфекционных заболеваний, чем у мужчин.
Женщины в агрокультурных сообществах иногда превращались во вьючных животных. В аграрных обществах Новой Гвинеи я часто видел, как женщины еле-еле передвигаются под грузом нескольких мешков с овощами или вязанок дров, в то время как мужчины ходят с пустыми руками. Однажды, когда я отправился в полевую экспедицию по изучению птиц, я предложил заплатить нескольким крестьянам, чтобы они перенесли продовольствие со взлетно-посадочной полосы в мой горный лагерь. Самым тяжелым грузом был 50-килограммовый мешок с рисом, который я крепко привязал к шесту и поручил группе из четверых мужчин нести на плечах. Когда я случайно нагнал крестьян, я увидел, что мужчины несут легкие сумки, а одна маленькая женщина, которая весила меньше, чем мешок с рисом, несла его на спине, придерживая веревкой, обмотанной вокруг головы.
Что же касается того утверждения, что агрокультура способствовала расцвету искусства, дав нам свободное время, то у современных охотников-собирателей, по крайней мере, столько же свободного времени, сколько и у земледельцев. Скорее всего, неправильным было бы делать акцент на том, что в данной ситуации свободное время являлось критическим фактором. У горилл было достаточно свободного времени, чтобы построить собственный Парфенон, если бы они того захотели. Несмотря на то, что пост-агрокультурные технологически
е достижения действительно позволили развиться новым формам искусства и сохранить уже имеющиеся произведения, охотники-собиратели создавали великолепные картины и скульптуры еще 15 тысяч лет назад, и их даже в нашем веке создают такие сообщества охотников-собирателей, как эскимосы и индейцы на северо-западном побережье Тихого океана.
Таким образом, с началом агрокультуры появилась преуспевающая элита, а положение большинства населения только ухудшилось. Вместо того чтобы проглотить тезис приверженцев прогресса о том, что мы выбрали агрокультуру, потому что она принесла нам пользу, мы должны задуматься над вопросом: как мы попались в ее ловушку, невзирая на все ее недостатки?
Наш ответ сводится к максиме "кто сильнее - тот и прав". Земледелие могло обеспечить пищей намного больше людей, чем занятие охотой, хотя и с учетом менее качественных условий существования. (Плотность населения охотников-собирателей редко больше, чем один человек на 10 км2, в то время как плотность населения у земледельцев в среднем в сто раз больше). Отчасти это происходит из-за того, что поле, полностью засеянное съедобными растениями, дает возможность накормить больше ртов, чем лес, в котором съедобные растения встречаются по отдельности. Отчасти также из-за того, что кочевым охотникам-собирателям приходится делать четырехлетние интервалы при рождении потомства при помощи умерщвления младенцев и других способов: мать должна носить ребенка до тех пор, пока он сам не сможет ходить вместе со взрослыми. Так как у женщин-земледельцев такого бремени нет, они могут рожать детей каждые два года, как часто и происходит.
Плотность населения охотников-собирателей медленно повышалась, начиная с конца ледникового периода, и группам пришлось выбирать между обеспечением пищей большего количества ртов, делая первые шаги к агрокультуре, и нахождению способа снижения роста населения. Некоторые не смогли осознать недостатки земледелия и выбрали первый вариант, совратившись кратковременны
м обилием пищи, которому они радовались до тех пор, пока рост населения не сравнялся с объемом пищевых ресурсов. Такие группы размножались до определенного момента, а потом переходили на другие территории или же убивали тех, кто продолжал оставаться охотниками-собирателями, так как сотне полуголодных земледельцев не составляло труда победить одного здорового охотника. Дело не в том, что охотники-собиратели изменили своему образу жизни, а в том, что те, кто был достаточно благоразумен, чтобы продолжать заниматься охотой и собирательство
м, были оттеснены со всех территорий кроме тех, которые земледельцам были просто неинтересны.
В этом смысле полезно вспомнить распространенн
ые жалобы на то, что археология - это излишество, что она занимается далеким прошлым и ничему не учит современников. Археологи, изучающие проблему возникновения агрокультуры, реконструирова
ли решающий исторический момент, когда мы совершили самую главную ошибку за всю историю человечества. Будучи вынужденными выбирать между сокращением населения и увеличением производства пищи, мы выбрали последнее и в конечном итоге обрекли себя на голод, войны и тиранию.
Образ жизни охотников-собирателей был самым удачным за все время существования человечества, а срок самой их жизни был самым долгим. А мы до сих пор сражаемся с тем хаосом, в который ввергла нас агрокультура, и совершенно непонятно, сможем ли мы когда-нибудь разрешить эту проблему. Представьте себе археолога, который прилетел с другой планеты и пытается обрисовать своим космическим соплеменникам человеческую историю. Вероятно, он смог бы проиллюстриров
ать результаты своих раскопок с помощью суточных часов, в которых каждый час символизирует 100 тысяч лет реального прошедшего времени. Если бы человеческая история началась в полночь, то мы бы сейчас находились в конце первого дня. Мы придерживались образа жизни охотников-собирателей большую часть этого дня: с полночи до рассвета, затем в полдень и на закате солнца. А под конец дня, в 23:54 мы начали заниматься агрокультурой. И сейчас, когда приближается наша следующая полночь, не поглотит ли нас постепенно подкатывающая волна оголодавших крестьян? Или мы каким-то образом сможем достичь того пленительного счастья, которое, как мы полагаем, кроется за сверкающим фасадом агрокультуры, и которое пока ускользает от нас?
Джаред Даймонд
(@) Перевод с английского: Антон Шеховцов Current Mood: sceptical
Tags: природа, знакомьтесь