ЭНТРОПИЯ, часть 4
* * * * *
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Больше всего не хотелось бы, чтобы эти записки были восприняты в качестве поучений о том, "как надо", сборника универсальных рецептов, эдакой поваренной книги.
Нет у меня рецептов. И я не знаю, как надо.
Просто делюсь с читателем тем, как сам пытаюсь справляться, с грехом пополам, с утратами привычного порядка жизни. Я слишком поздно стал задумываться об этих вещах, иначе, думаю, можно было бы избежать многих бед, рождённых умственной ленью.
Энтропия ведёт наступление сразу на многих фронтах. Даже если ты аккуратно и своевременно всю жизнь чистил зубы, это не избавит тебя от того, чтобы под старость не влезть сдуру в колючки. Тем более на избавит от войны или от смерти под автомобилем. Но не надо опускать в бессилии руки. Каждый из нас может по крайней мере стараться не уступать беспорядку без боя.
Вот на этих плацдармах я построил под старость редуты:
- Стараться предвидеть слабое звено обороны. Думать вперёд.
- Не откладывать на неопределённое будущее решения, от которых многое зависит.
- Организовывать свои действия так, чтобы не тратить лишней энергии.
- По возможности расширять границы системы, которую ты считаешь своей.
- Избавить своё сознание от страха перед неизбежностью смерти.
На практике это означает прежде всего инициативу, касающуюся собственного здоровья и здоровья своих близких. Моё решение: не ожидать врачебных направлений, добиваться медицинских анализов, которые могут объяснить видимые расстройства здоровья. Научиться разбираться в результатах медицинских обследований и своевременно реагировать в случае необходимости. Короче - взять в свои руки заботу о собственном здоровье. Потому что система медицинского обслуживания подвержена энтропии не в меньшей мере, чем каждый из нас.
Очень важно не жалеть времени на выяснение альтернатив в случаях, когда предстоит принятие важных решений. Наш мозг - главное оружие в войне с наступлением неупорядоченно сти. Правильно настроенный разум своевременно предупреждает о возможных проблемах, а не бегает по двору, в панике хлопая крыльями и крича "Всё пропало!", когда уже поздно что-либо предпринять.
О самоорганизаци и. Я как-то попытался проследить со стороны за собственными действиями и был поражён: более всего моя активность напоминала броуновское движение. Иду в гараж за бутылкой S.Pellegrino. Возвращаюсь в кухню, лезу в холодильник, чтобы поставить воду, и обнаруживаю, что у меня нет йогурта. Иду обратно в гараж. Приношу йогурт и вижу, что кончились бумажные полотенца. Иду в гараж за полотенцами. На обратном пути сворачиваю в туалет и вижу, что там нет туалетной бумаги. Иду в гараж за туалетной бумагой. Истрачено впятеро больше энергии, чем было необходимо. И не говорите мне о малости этой потери. Я просто выбрал тривиальный пример. Точно так же мы относимся и к более серьёзным потерям. Важно, заметив дыру, куда проваливается порядок, побыстрее её залатать. Но иногда это не удаётся... Во времена пандемии я привык ездить за покупками раз в девять дней. Это было удобно: оказалось, объёмы современной упаковки многих продуктов соответствуют трём дням. Какое-то время мы придерживались этого расписания и после ковида. Потом вмешалась Женщина... Короче, я теперь езжу в магазины если не каждый день, то уж через день непременно. Ещё один вывод из сказанного выше: ваши близкие не непременно будут в восторге от попыток рациональной организации жизни. Но это не основание считать их агентами энтропии. Попробуйте разговаривать с ними. Изредка это помогает...
Невозможно вести оборону от энтропии сразу на всех направлениях её наступления. Очень важен выбор критического участка. Человек, настолько занятый правильным вложением капитала, что не успевает пойти к врачу несмотря на сильные рези в животе и желтизну кожи, имеет шанс умереть от рака поджелудочной железы до того, как получит дивиденты на свои инвестиции. Здравый смысл - главное оружие обороняющегося .
Несколько слов о границах системы. На соседском участке расцвёл гигантский сорняк. Можно было пройти мимо, но если ветер начнёт разносить его семена, на моём участке вырастут точно такие же. Без колебаний, хотя и с некоторым усилием я выдернул из земли соседский сорняк. Разумный эгоизм, скажет читатель, это мы проходили в школе. Но попробуем взглянуть с другой стороны. Границы, в которых мы считаем разумным и необходимым вмешиваться в происходящее, прямо зависят от культуры человека.
В книге "Культура и Этика" Альберт Швейцер писал: "среди сил, формирующих действительнос ть, нравственность является первой". Мы формируем свою действительнос ть, делая ежедневный выбор.
Если заранее решить, что границы моей системы совпадают с границами моего земельного участка, можно было бы перестать заботиться не только о сорняках на соседском участке - вообще о том, что "у них" происходит. Но мне стало бы тогда безразличным слишком многое из того, что я сегодня воспринимаю как часть своей жизни. Несвободный, разобщенный, ограниченный человек в безразличном к страданию обществе постепенно становится индифферентным к злу, теряет выработанные культурой признаки гуманности. Вот в эти широко распахнутые злу ворота и въезжает победительнице й энтропия.
И последнее. О страхе смерти. Страх - удел человека, безвольно ждущего неизбежного конца. Есть два способа избавиться от этого страха. Первый - вера в вечную жизнь после земной. Второй - позиция человека, активно противостоящег о наступлению энтропии. Не стану доказывать преимущество моего подхода перед религиозным. Выбор каждый делает сам. Важно освободить себя от страха.
* * * * *
МЯЧ
Сегодня утром видел интересную сценку. Праздничный викенд, пятница поcле Independence day, совершенно пустые улицы залиты ярким утренним солнцем. По мостовой, выделывая лихие виражи, мчится на доске с роликами мальчуган лет 7.
На перекрёстке его доска ударяет брошенный кем-то большой, ярко раскрашенный мяч. Мяч отлетает к бордюру на противоположно й стороне улицы и начинает катиться вниз по уклону.
Мальчишка, отъехав ярдов на сорок, внезапно оборачивается, видит катящийся мяч, останавливаетс я и, после недолгих раздумий, возвращается, спрыгивает с доски, поднимает мяч и вместе с ним продолжает свой путь.
Что заставило его вернуться? Желание стать владельцем разноцветного мяча? Уверен, что дома у него и без того полный набор всяческих мячей, они здесь дешевле грязи. Тогда что же?
Я убеждён, что сопротивление беспорядку является естественным свойством характера многих людей. Не всех, но многих. Дискомфорт от нарушения порядка в окружающей среде - часть нашего культурного наследия. Оно растворено в воздухе, которым мы с детства дышим. Как понятия о добре и зле. Как стремление от лжи к правде.
* * * * *
БОГ
"Конечная цель всякой философии и религии состоит в том,
чтобы побудить людей к достижению глубокого гуманизма.
Самая глубокая философия становится религиозной, и самая
глубокая религия становится мыслящей. Они обе выполняют
свое назначение только в том случае, если побуждают
людей становиться человечными в самом глубоком
смысле слова".
"Совершенная этика много проще и много глубже обычной.
С ее помощью мы достигаем духовной связи со вселенной."
- Альберт Швейцер (Г. Геттинг, Встречи с Альбертом Швейцером)
Перечитывая написанное, я с некоторым удивлением отметил в своём тексте слова "Оно растворено в воздухе, которым мы с детства дышим. Как понятия о добре и зле. Как стремление от лжи к правде".
Мысль о существовании связи между людьми, нашей планетой и всепроникающим Разумом высказывали религиозные философы со времён Канта. Мой друг, замечательный русский писатель, в марте этого года писал мне о возможности внеземного разума: "Ответ на этот вопрос для меня, с одной стороны, прост, с другой сложен. Прост, потому что он уже всесторонне рассмотрен философией идеализма, и для верующего человека материальное исчезает тотчас после его смерти, превращаясь в ничто, зеро. Взору его и ощущениям являет себя мир духа, который и есть истинный источник всех форм жизни... я допускаю и кремневую жизнь, и силиконовую, да любую. Во всяком случае, я всегда полагал и полагаю, что Земля наша - мыслящее существо... Всё упирается в вопрос веры."
Это вопрос без ответа.
Мироздание обделило меня по части веры, оставив лишь ограниченную возможность размышлять о непонятном.
* * * * *
СОБАЧЬЯ ПЛОЩАДКА
В сильном возбуждении последние дни. Не выходят из головы размышления об энтропии, и я пытаюсь делиться мыслями со всеми, кто согласится слушать.
Вчера вечером на собачьей площадке вдруг ни с того, ни с сего стал рассказывать Джеку. Джек - хозяин симпатичной, дружелюбной сучонки колли по кличке Daisy. Ей нравится мой пес, она всегда с ним заигрывает. Но Дюкоша убеждённый старый холостяк, мало интересующийся флиртом с молодыми сучками. Он занят главным делом жизни - исследованием букета запахов, оставленных собаками на площадке.
Неожиданная реакция Джека:
- Я давно об этом знаю!
- О чем об этом, Джек?
- О том, что все идет по божественному плану. То, что ты называешь энтропией, это часть законов, которые Господь установил, чтобы заставить людей вести себя по-человечески.
- Но энтропии подвержено все во Вселенной! Все вообще. Живое и неживое. Люди и звезды и камни и собаки!
- Насчет звезд никаких доказательств нет. А вот людям совсем не вредно было бы cледовать Заповедям. Вон, гляди, опять кто-то оставил на площадке мешочек с собачьим говном.
Потрясенный его реакцией, я молча, как автомат, встаю со скамейки, иду, подымаю c травы пластиковый синий poop-bag, бросаю его в стоящую тут же урну для мусора и так же молча возвращаюсь к Джеку.
- Вот так вот, Артур. Люди живут не по Закону. От этого и все наши беды, и в стране, и повсюду в мире.
* * * * *
“ОН БЫЛ НАБОЖНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ“
- Пиета́: итал. pietà — сострадание, любовь, жалость,
милосердие, от лат. pietas — набожность.
- Набожность: глубокая вера в Бога, религиозность,
благочестие
В поселке Нусейрат в центральной Газе семья Алджамала пользовалась большим уважением. Соседи рассказывают о них как о набожных, уважаемых членах религиозной общины. Каждый день в течение многих лет доктор-терапевт Ахмед Алджамал отправлялся пешком из дому к мечети, чтобы сзывать верующих к утренней службе.
8 июня этого года израильский спецназ взял штурмом дом 74-летнего доктора Ахмеда Алджамала. Внутри нашли трех израильских заложников. Альмог Меир Джен, Андрей Козлов и Шломи Зив содержались в доме под замком с октября 2023 года. Соседи наперебой рассказывают журналистам, что они ничего не знали и "шокированы" тем, в каких условиях заложникам пришлось провести эти восемь месяцев.
* * * * *
THE GREAT RACE
"ВЕЛИКАЯ ГОНКА" - так называется ежегодное ралли античных автомобилей в Америке. Название позаимствовано из старой американской кинокомедии-слапстика, где играли незабвенные Tony Curtis, Natalie Wood, и Jack Lemmon (интересно, как многим из читающих мой текст известны эти имена). Многодневная гонка проводится раз в год, каждый год по новому маршруту. Победителем считается не быстрее всех пришедшая к финишу команда, а та, которой удалось пройти весь маршрут на заданной скорости - это так называемое competitive controlled-speed endurance rally - иначе автомобилям самого старого выпуска было бы не угнаться за своими правнуками.
Великая Гонка тестирует умственные способности водителей, выдержку и выносливость команд и их машин. Маршруты проложены по просёлочным дорогам. Правила вознаграждают водителей более старых автомобилей: чем старее модель, тем выше процент очков, списываемых со штрафного счёта, набранного командой.
В июне 2016 года Великая Гонка стартовала в нашей деревне. Маршрут пролегал из Калифорнии в Иллинойс, через Неваду, Юту, Вайоминг, Южную Дакоту и Айову. Я был на восемь лет моложе, у меня была новая, только что купленная фотокамера, и я отправился фотографироват ь автомобили и гонщиков перед стартом.
Автомобили... Их было много, и все они были совершенными красавцами. Раскрашены сверкающим свежим лаком, обклеены рекламой фирм, торгующих авточастями и смазочными материалами, авто с рёвом разминали свои обновлённые детали, готовясь к старту. Hudson 1916 года и его однолетка, Chevrolet Phaeton. Peerless Speedster 1917-го. Ford 1933-го. Мой ровесник - кабриолет De Soto 1938 года - выглядел гораздо лучше меня.
Раздался сигнал начала гонки, автомобили медленно двинулись под украшенную цветами арку старта, защёлкали затворы фотографов, и я представил себе голливудскую gala-party - celebrities, неторопливо шествующие под вспышками папарацци, вот они - не поддающиеся возрасту, не знающие морщин, обслуживаемые лучшими докторами. Их сверстники давно превратились в труху на кладбищах автомобилей, кузова отправлены на переплавку, но они-то здесь! Они улыбаются, раскланиваются без торопливости с поклонниками, сегодня их день.
Ещё один день Великой Гонки.
* * * * *
18 июля.
СОН. ТРЕТЬЯ И ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА С МАГИСТРОМ
Пока к долине я свергался темной,
Какой-то муж явился предо мной,
От долгого безмолвья словно томный.
Его узрев среди пустыни той:
«Спаси, — воззвал я голосом унылым, —
Будь призрак ты, будь человек живой!
Он отвечал: «Не человек»...
- Данте, Божественная Комедия
Работа над рукописью близится к концу. Прошло около трёх недель после свидания с Магистром, и мне было интересно, что он о ней думает. После долгих колебаний я наконец решился и включил Первую симфонию Малера.
Отзвучали первые две части. Никто не появлялся. Только когда началась третья часть - знаете, та, где звери хоронят охотника, шуточный траурный марш, литавры и издевательский контрабас с сурдиной - в комнате возник тот, кого я вызывал.
В этот раз он был в черном плаще с желтой тесьмой и черном берете. На поясе поблескивал золотой чеканкой стилет-мизерикорд.
- Что вы хотели, Артур? Я очень тороплюсь, у меня сегодня мало времени.
- Хотелось бы узнать, что вы думаете о моей рукописи. Она почти закончена.
- Буду откровенен. Рукопись не представляет интереса. Мы надеялись прочесть о реально действующих приёмах замедления энтропии в локальной системе. То, о чём вы пишете, это тривиальные, бессистемные соображения, благие пожелания вместо конкретной методики.
- Ну что ж, не представляет интереса, значит так тому и быть. Но я надеялся узнать у вас о работающих методах и приёмах, уже используемых вашей цивилизацией.. .
- Артур, вы мне симпатичны, потому и пришёл к вам сегодня. Но имейте в виду - я представляю корпорацию, а не хоспис. Мы занимаемся бизнесом. Да, у нас есть методы локального замедления энтропии, мы продаём этот продукт, но вряд ли у вас есть средства для его покупки. От души желаю вам удач в публикации ваших записок.
И с этими словами исчез.
* * * * *
Гуляя с Дюкошей, я всегда ношу в кармане вкусняшки для встречных собак. Они издалека нас узнают и начинают тянуть в нашу сторону привязанных поводками хозяев, часто с противоположно й стороны улицы. Вкусняшки крохотные, но это тот случай, когда размер не важен. Кто знает, может собаки, готовясь утром к прогулке, думают про себя: хорошо бы сегодня встретить Артура! Они уже знают ритуал: подбежав, надо сесть, и тогда к тебе на ладони протянут treat, а потом потреплют за ухом.
Но есть один пёсик в деревне - среднего размера чернявый кобелёк с рыжими бровями, странная помесь неизвестных пород, - которого не интересует печенье. Он тоже тянет ко мне хозяйку, но никогда не берёт вкусняшку - подходит только заглянуть мне в глаза и лизнуть руку, протягивающую treat.
Этот пёс поддерживает мою угасающую веру в бескорыстную человечность.
* * * * *
ИЮЛЬ
Утра июльского радости
Cолнцем тропинка согрета
И ощущеньем избрàнности
Запахи позднего лета.
В чаще скрываются лешие
Прячут своё сокровенное
Время сквозь пальцы утекшее
Жизни валюту бесценную
Не разменять непонятное
Время любить и печалиться -
Время уходит, красавица.
Время, моя ненаглядная...
* * * * *
СПИРАЛЬ
Всему своя мера, друг мой. Время записывать мысли и время закругляться, ибо и это томление духа. Закругляться, да... Данте описал ад в виде кругов. Думаю, причиной тому было плохое освещение местности. В современном понимании аду приписывают форму спирали. Медицинская профессия так и называет эту последнюю фазу жизни "death spiral" (или 4th Phase of Life).
Всё это я оставляю за пределами повествования.
Здесь не будет ужасов-ужасов - ни скорой помощи, ни госпитальных сцен, ни переливаний крови, ни реанимационных .
О чем тогда был этот рассказ?
Он был о старости.
О возрастающем беспорядке.
О неустанном приближении тьмы.
О планах, которым не суждено сбыться.
И об упрямстве, отказывающемся мириться с неизбежным.