Эта статья, опубликованная 3 июня 2012 года в PostScriptum / Свалка Истории, больше недоступна читателю, так что данная копия, возможно, одна из немногих уцелевших от метлы, выметающей из интернета любые истинные сведения о динамике исламского мира.Причины беспорядков в арабских странах – Ответ на этот вопрос нужно искать в постели. Экономическими причинами этого не объяснить. Правители в том же Тунисе воровали регулярно, но без фанатизма, народ там живет небогато, но не впроголодь. Причины бунтов там совсем в другом.
Все арабские страны находятся в периоде второго демографическо
го перехода — то есть стремительного снижения рождаемости. К примеру, в Тунисе рождаемость в 2009 году была 17 на тысячу, то есть меньше, чем во Франции и ниже уровня простого воспроизводств
а населения. В результате численность юношей молодого возраста значительно превышает количество девушек более младших возрастов (следующее поколение менее многочисленное, чем предыдущее).
И не только в Тунисе. Средний возраст, в котором марокканцы сейчас решаются создать семью, увеличился с 1960 года на более чем десять лет — с 17 до 28,7 лет. За последние полвека в королевстве также существенно снизился средний показатель количества новорожденных детей на одну женщину — с 7,9 до 2,4. В Объединенных Арабских Эмиратах на каждую семью приходится в среднем двое детей. И это общая тенденция во всем мусульманском мире, которая не может не иметь далеко идущих политических последствий.
Для примера, в первой половине 2006 года в Азербайджане родилось 74,2 тыс. детей, рождаемость составляет 18 на 1000 человек. В среднем на каждую женщину на протяжении всей её жизни приходится два родившихся ребенка.
Плюс к этому Тунис — это страна массовой эмиграции. Только во Франции живет миллион выходцев из Туниса. В первой половине 1960-х годов, в период массовой репатриации из бывших колоний, во Францию въехало более 4 миллиона человек…
Причем эмигранты — это молодые мужчины главным образом. Постепенно на новой родине они встают на ноги, француженки им дают неохотно, да и то самые страшные. А в где-то в туниской провинции они завидные женихи, которые вывозят молодых невест во Францию в больших количествах.
И не только для себя, но и для закомплексован
ного до ручки и вконец задроченного толстого друга-француза. Который, хотя и носит трусы радостных оттенков, но в постели уже долгие годы одинок как перст. И который, в свои 38, буквально тут же тут же готов жениться на молоденькой девушке, что называется, для души. И чтобы отвязаться, наконец, от затрахавшей мозги мамы. Тем более, что оная черноглазая смуглянка охотно пойдет за него за луковый салат, компот из сухофруктов, мороженое и французское гражданство.
В результате, с января по сентябрь 2010 года во Франции были натурализованы 80.175 иностранцев, что на 16.8% больше, чем за такой же период в 2009 году. Две трети из них — молодые женщины, которые получили французское гражданство из-за вступления в брак с гражданином Франции. В 2009 году число иммигрантов в Великобритании составило 196 тысяч человек — гендерные пропорции эмигрантов и причины предоставления английского гражданства примерно те же, что и во Франции.
Сегодня молодая симпатичная туниска такого же тунисского юношу как жениха и не воспринимает. Внебрачных связей в мусульманских странах практически нет. А онанизм, как говорят сексопатологи, порождает гнев, который кипит в груди и зовет людей на баррикады. И легко превращает мирное мужское население в толпу неуравновешенн
ых бойцов без правил. Которые рвутся переименовать площадь имени вождя в площадь имени Гордости и Чести, а потом прилюдно распять там предателей народа и изменников родины. В ответ на все их злодеяния без исключения.
Все эти процессы идут во всех арабских странах. В том же Египте, где на площади Москвы и окрестностей скопилось 80 миллионов беспокойного населения, рождаемость стремительно падает. И так же стремительно растет возраст вступления в брак.
И результаты всего этого хорошо видны по телевизору. Кстати, в результате бунтов онанистов, внешне бессмысленных и безобразных, на смену свергнутому “кровавому режиму” обычно приходит режим совсем уж людоедский. Но способный решить гендерный вопрос.
В общем то, все это многим понятно. Но, как роса, политкорректно
сть легла поверх вопросов, и об этом никто не говорит. Пренебрегая при этом тем обстоятельство
м, что если гнойную рану долго не лечить – обязательно прорвется кровавый свищ.
Если на Западе “демографическая зима” характеризовал
ась медленным вторжением, растянутым на 200 лет, в мусульманском мире она более похожа на скоростные заморозки. Иран, Турция, Алжир и Тунис пытаются повторить западный подвиг за двадцать лет.
Исламский мир находится на грани самого быстрого снижения численности населения в истории. Ханья Злотник, исследователь демографическо
й статистики в ООН, на конференции в 2009 году заявила: “Это просто потрясающе, с какой скоростью падает уровень рождаемости в мусульманских странах”.
Происходящее можно представить в виде железнодорожно
й катастрофы: поезда Ирана, Турции и Туниса тянут локомотивы людей, которым сейчас по 20-30 лет. Они родились в семьях, у которых было по 5-6 детей. Но “локомотив” врезался в демографическу
ю стену: у этих молодых людей лишь по одному – два ребенка. За нынешним гигантским демографически
м “пузырем” молодых арабов, чье политическое унижение и фрустрации вылились в “арабскую весну” последует гораздо меньшее по численности поколение.
Сегодня самая многочисленная возрастная группа в Иране – 20-30-летние молодые люди. Но они не воспроизводятс
я. Современная образованная молодая иранка родилась в семье, где у нее были шесть-семь братьев и сестер, но она сама родит только одного ребенка. Следствием этого будет катастрофа. Сегодня на каждого пожилого иранца работают девять иранцев. К 2050 , когда “пузырь” уйдет на пенсию, 60-летние иранцы превратятся в самую многочисленную возрастную группу – семь стариков на 10 работающих иранцев. Страна производит 4 400 долларов ВНП в год на душу населения – в 10 раз меньше, чем в Америке. Большая часть ВНП формируется за счет продаж нефти и газа, которые запасы которых конечны.
Бороться со спадом населения уже поздно. Мать этой 25-летней иранки вышла замуж в 16-17, и к 25 у нее уже было пять-шесть детей. Современная иранка оттянула замужество до 25, и посвятила самый плодородный возраст образованию и работе.
Стареющее население представляет собой серьезную угрозу для крепких обществ с устоявшейся системой социальной защиты. Для обществ со слабой системой защиты или вовсе без нее старение представляет собой национальную катастрофу.
Исламский мир повторит драму демографическо
й зимы Запада, но быстрее, и с самыми убийственными последствиями. Если богатые страны мира располагают материальными средствами для смягчения демографическо
го удара, то мусульманские страны ими не располагают. Алжир, как и Иран, производит 4 400 долларов ВНП на душу населения в год, в то время как в Пакистане дела и того хуже – 1000 долларов на душу населения в год.
Если нынешний уровень рождаемости сохранится, к концу текущего столетия экономически активное население (15-59 лет) сократится в Западной Европе на 2/5, в Восточной Европе и Восточной Азии на 2/3, в Америке увеличится на четверть. В странах Европы с наименьшим уровнем рождаемости население сократится на 40-60%.
Коллапс населения угрожает расстроить мировую экономику и создает опасную политическую ситуацию. Восточная Европы, и, прежде всего, Россия уже столкнулись с перспективой “спирали демографическо
й смерти”. Экономически результатом того, что большая часть населения Европы и Азии превратится в пенсионеров станет резкое падение производства и налоговых сборов, с одновременным невиданным ростом пенсионных выплат и страховок. Демографическа
я зима породит фискальные руины и социальные волнения.
И даже на этом мрачном фоне то, что происходит в мусульманском мире выглядит воистину устрашающе. В среднем по миру рождаемость сократилась на 2,5 ребенка на женщину за последние 50 лет. В исламском мире рождаемость сократилась в 2-3 раза больше, чем во всем остальном. В Иране рождаемость сократилась на 6 детей на женщину, в Турции – пять детей на женщину, в Пакистане – больше , чем на три, в Египте и в Индонезии – на четыре.
Большинство мусульманских стран не имеют системы здравоохранени
я и социальных фондов. Старики надеются на помощь своих детей. Те, кому сейчас 60-70, имеют по 5-6 детей. В Иране, Турции, Алжире большинство пожилых людей к середине столетия будут иметь только одного работающего ребенка. Европа уже сейчас борется с финансовыми проблемами старения населения. В ближайшие 40 лет средний возраст европейца возрастет с сорока до сорока пяти. В большинстве мусульманских стран сейчас средний возраст – около 20 лет, но к 2050 он возрастет не на пять, как в Европе , а на двадцать лет и составит 40. Мусульманские страны через полтора поколения окажутся в европейском гериатрическом кризисе. К 2070 доля стариков в Иране будет выше, чем в Европе.
К 2070 году большинство мусульманских стран будет иметь большую пропорцию пенсионеров, чем Европа. И экономическое бремя окажется намного более тяжелым для стремительно стареющих мусульманских государств.
Падение рождаемости в мусульманском мире объясняется, прежде всего, одним фактором: грамотностью. Грамотность – это порог, отделяющий традиционное общество от современности. В тот момент, когда мусульманин учится читать, рождаемость падает ниже уровня возмещения.
По всему исламскому миру мусульманки, получившие университетско
е образование, рожают не больше детей, чем их европейские сверстницы. Как только мусульманская женщина разрывает узы традиционного общества, рождаемость падает – до 1-2, максимум четырех детей в семье.
Конечно, же, играют роль и другие факторы: правительство Бангладеш активно пропагандирова
ло контрацептивы. Соответственно, рождаемость снизилась до уровня 3 ребенка на женщину – меньше, чем можно было предсказать в стране с 38-процентным уровнем грамотности. Социолог Эрик Кауфман пишет: “Контраст между Пакистаном и более бедной Бангладеш очень силен. Лидеры Пакистана гораздо дольше противодейство
вали политике ограничения рождаемости, которую проводили их менее подверженные влиянию фундаменталист
ской идеологии бангладешские коллеги”.
В Пакистане – примерно такой же уровень грамотности, что и в Бангладеш, а рождаемость – около 4 детей на женщину, что коррелирует с уровнем грамотности. Исключением из общего тренда являются беднейшие мусульманские страны с наименьшим уровнем грамотности: Афганистан, Мали, Нигер и Сомали.
Следующим фактором, влияющим на рождаемость, является религиозность, согласно World Values Survey. Чем чаще мусульманин посещает мечеть, тем больше его семья. Треть турок никогда не посещала мечеть (уровень грамотности -82%) , точно также как четверть иранцев (уровень грамотности – 82%). В обеих странах рождаемость ниже уровня восполнения. Для сравнения, только 20% египтян никогда не были в мечети, и уровень рождаемости среди них гораздо выше – около 3 детей на женщину. В безграмотном Мали только 3% опрошенных не ходят в мечеть, и уровень рождаемости превышает 5,5 на женщину.
Мусульманский мир оказался в ловушке между двумя крайностями. Некоторые важные страны – Пакистан, Египет, Бангладеш располагают большим количеством населения, половина которого не умеет читать. В этих странах наблюдается продолжение цикла обычаев традиционного общества, с высоким уровнем рождаемости. Но эти страны не могут прокормить свою безграмотную половину, не говоря уж о том, чтобы предоставить ей работу. Порочный круг крайней нищеты, безграмотности и угрозы голода создает постоянный очаг социальной нестабильности
. На другом конце спектра – исламские страны с высоким уровнем грамотности, Иран, Турция, Алжир – и они стоят перед лицом еще более опустошительно
го социального провала, который принял форму дефектной семьи и недостатка детей.
Современность, модерн, ударили исламский мир, в буквальном смысле слова по самому больному месту – по органу, который, как предполагалось, должен был гарантировать триумф ислама над декадентским Западом: по матке. Подобная неустойчивость, однако, не делает исламские страны менее опасными: как раз наоборот: если Европа обратилась к пацифизму, зная, что она ничего не выиграет от агрессии, Иран становится все более и более воинственным, потому что знает – терять ему нечего.
По материалам: David Goldman How Civilizations Die: (And Why Islam Is Dying Too). 2011
Дэвид Голдман – редактор Asia Times. Его красивые графики взяты из общедоступной статистики ООН, с примерами которой можно ознакомиться, например здесь. Его идеи являются логическим выводом из статитстически х экстраполяций ООН, достоверность моделей которых я оценивать не берусь.
Приведу и два любопытных отзыва из PostScriptum'a:
vyshny | June 3, 2012 at 9:06 pmСпасибо Посткриптуму, интересно. Подобную же позицию я случайно услышал из уст Капицы младшего, лет пять назад. Что касается достоверности эмпирических данных, то это разумеется вопрос вопросов. Однако в этом плане Капица гораздо надежнее чем любые изыскания и откровения “кормящихся” из ООН и прочих подобных учреждений. Эти деятели способны “доказать”, что в Израиле нет евреев или наоборот все евреи, в зависимости от политического заказа. Однако, то обстоятельство, что ученый уровня Капицы младшего позволил себе сослаться на подобные эмпирические данные, бесспорно свидетельствуе т об определенной достоверности этих данных.
Мне также показалась весьма интересной и убедительной точка зрения Михаила Маковецкого, несмотря на некоторую, в чём-то, может быть, даже умышленную гротескность. Во всяком случае не следует превозносить человеческий социум, как некую особую форму материи, идущую вперед к победе «чего нибудь». Это определенно однобоко и уродливо.
Soci | June 5, 2012 at 1:43 amинтересная статья. Вместе с тем оторвана от реальности. Исламский мир наоборот рожает, чему может позавидовать любой европеец. Другой вопрос – на родине ли? Ответ – нет, а в западных странах, где у них гражданство. Ездил в финляндию, так у них в провинциальном городке целая куча арабов с детьми. Для них в европе условия лучше и там они будут рожать больше. Голдман лукавит, так как опасается двух вещей: будущего мусульманского засилья в мире и новых Брейвиков.
А что думаете вы (если оставить в стороне дурацкую борьбу автора с политкорректны
м мировым онанизмом)?
Current Mood: anxious
Tags: ислам, знакомьтесь