ТАНГО
Disclaimer: те, кто хотят просто посмотреть, как выглядит аргентинское танго, могут, не углубляясь в тексты Кальмейера, переходить прямо к просмотру видео.Множество людей пишут о танго, вполне возможно, их даже больше, чем число танцуuющих. Теперь и я, оттанцевав своё, на старости лет прибился к лагерю пишущих.
Никто в точности не знает, откуда взялось слово «танго», хотя при желании вы можете разыскать в сети дюжину несовместимых объяснений. Точно так же «исследователи» не могут договориться о происхождении танца. Есть приверженцы африканского происхождения, есть те, кто пишут, что танго уходит корнями в Европу, есть сторонники происхождения танго из
милонги(аргентинская разновидность польки). В качестве места рождения танца вам укажут бараки чёрных рабов в Ла Бока, бордели Сан Тельмо и прочие столь же интересные, сколь и злачные точки Буэнос-Айреса.
В середине 19-го века аргентинское правительство начало кампанию по ввозу новых иммигрантов из Европы. Оно обязалось оплачивать билеты и содержание новоприбывших в течение первой недели, со щедрой кормёжкой и гарантией крыши над головой. Это привело к лавине новой эмиграции. Естественно, получилось так, что число женщин-авантюристок, иммигрировавши
х в Аргентину, было существенно меньше числа мужчин. Я читал, что в те времена в районе Буэнос-Айреса мужчин было втрое больше, чем женщин.
Танго получило массовое распространени
е среди одиноких мужчин-
desperados без гроша в кармане, прибывших в Буэнос-Айрес в поисках возможности быстро заработать денег и вернуться обратно на родину. Этих молодых людей называли
compadritos. Традиционный образ: мягкая шляпа, платок или шарф на шее, высокие каблуки штиблет и небрежно заткнутый за пояс нож. В танго их привлекало умение выразить ностальгическу
ю грусть неразделённого одиночества, ощущение невозвратимой потери мест и людей, оставленных в старой жизни. В отсутствие женщин танго разлива 1900 года часто выглядело вот так:
Сompadritos способствовали распространени
ю танго в тёмных закоулках района боен Буэнос-Айреса,
Corrales Viejos, оттуда оно проникло в дешёвые танцзалы, стало модным в барах и борделях южной части города.
Острая нехватка женщин сделала проституцию выгоднейшей индустрией в рабочих окраинах. Иммиграция набирала темпы, и вместе с ней росли, как грибы, бордели. Но и в них остро ощущался демографически
й перекос: потенциальных клиентов было больше, чем работающих женщин. Очереди мужчин, ожидавших обслуживания, становились всё длиннее, и владельцам заведений нужно было с этим что-то делать, а именно – мужчин надо было развлекать, пока они ждали. Сходная ситуация привела в Нью-Орлеане к расцвету рэг-тайма и джаза, а владельцы борделей в Буэнос-Айресе стали нанимать музыкантов, игравших танго – бандонеон, скрипку, гитару, пианино – чтоб играли музыку, понятную и привычную их клиентуре.
Значительная часть выдающихся музыкантов, сделавших историю танго, работала в начале карьеры в столичных борделях.
Porteños из высшего общества смотрели свысока на происходащее в
barrios, но постепенно и хорошо окаблученные сыновья столичной олигархии, естественно, нашли дорогу в окраинные бордели, после чего танго – и в виде танца, и как музыкальный жанр – вышло за пределы злачных мест и завоевало место под солнцем быстро росшего южно-американского метрополиса. Скоро танго распространило
сь и за городские пределы, проникнув в провинциальные города и на фермы
gauchos, оно сумело даже переплыть Ла Плату и покорить Монтевидео, став неотделимой частью урбанистическо
й культуры столицы Уругвая.

В начале 1900-х сыновья зажиточных аргентинских семейств привезли танго в Европу. В Париже танец был воспринят в качестве модной новинки.

Европейцы быстро оценили сексуальную направленноcть
risqué движений нового танца. Теперь дамы европейского полусвета стояли в очереди, чтобы богатые латиноамерикан
ские мужчины, молодые и смуглые красавцы, научили их движениям танго.

Стало модно приглашать гостей на «чай с танго» или на «экскурсию с танго». Модным стал считаться и «цвет танго» (почему-то им оказался оранжевый).
К 1913 году танго завоевало Париж, Лондон и Нью-Йорк. После успеха танго в Европе и аргентинская элита согласилась наконец признать его. Высшее общество Буэнос-Айреса благосклонно приняло одобренное европейцами танго в качестве предмета национальной гордости.

Знатоки выделяют 4 периода в развитии танго. Я не стану углубляться в описание этих подробностей: они , конечно, интересны, но я всё же пишу о своём путешествии, так что интересующимся предлагается самостоятельно копать в нужном направлении. Существует
интересный веб сайт, полностью посвящённый танго и его истории. Рекомендую.

Современная культура танго в Аргентине выходит за пределы танцевальной традиции
Кумпарситы. В форме танго написаны баллады, ироничные куплеты и острые политические манифесты. Иногда танго – концертный номер, иногда – бардовская авторская песня. В качестве чисто музыкальной формы танго тоже представлено многообразием жанров. Приведу три примера.