Arthur Kalmeyer

Arthur Kalmeyer => Рассказы => Тема начата: Arthur Kalmeyer от Августа 02, 2024, 07:00:00 pm

Название: ЭНТРОПИЯ, часть 3
Отправлено: Arthur Kalmeyer от Августа 02, 2024, 07:00:00 pm
* * * * *
СОН. ВТОРАЯ ВСТРЕЧА С МАГИСТРОМ

В этом году в начале июля Мироздание вывалило сюда, в Bay Area, очумительную жару. 94 градуса в нашей деревне. У соседей до 106.

Я лежал поздно вечером на кровати голышом, пытаясь поймать дуновение прохладного воздуха. Рядом всхрапывал уставший от дневного пекла Дюкоша. Включил Das Lied von der Erde. Малер всегда помогает, когда чувствуешь, что жизнь тебя достала.

Когда закончилась первая из песен цикла, "Dunkel ist das Leben, ist der Tod", я снова увидел Магистра. Он выглядел как раньше, только берет в этот раз был малиновым. Магистр заговорил первым:

- Браво, Артур, у вас хороший музыкальный вкус. А вы знаете, что Малеру так и не удалось при жизни услышать исполнение этого цикла?
- Нет, не знал. Я знал, что ему не привелось услышать Девятую симфонию.
- Да, и симфонию тоже.
- Рад вашему возвращению, Магистр. Наш разговор был прерван на середине, а у меня к вам много вопросов.
- Cпрашивайте. У меня сегодня больше времени.
- ОК. Ваша фирма называется Entropy Management Ltd. Это просто красивое название или вы в самом деле претендуете на умение управлять энтропией?
- Не только мы. Вы тоже в некотором смысле пытаетесь. Нас как раз интересует, что нового вы можете нам сообщить. Это и есть причина интереса к вашей рукописи.
- Правда? А какими вы видите наши деловые отношения? Вы собираетесь мне платить за рукопись? Построчно? После публикации?
- Публикации вообще не имеют значения. И никто ничего платить вам не будет. Вы, Артур, в достаточной мере сами заинтересованы в теме. Мы сможем дать вашей рукописи объективную оценку после того, как вы её закончите.
- Что ж, дельная критика профессионалов немалого стоит. Но откуда мне знать, что вы профессионалы, а не самозванцы?
- Вам придётся поверить мне на слово. Судите сами: стал бы я тратить время на беседы с вами, если бы это не было в наших профессиональн ых интересах?
- ОК. Что будет, если я сообщу вам нечто ценное? То, чего вы не знали?
- В этом случае я посоветовал бы вам искать удовлетворение в том, что вы сумели подарить Галактическому Разуму нечто превосходящее любую плату.
- А если я ничего интересного не напишу?
- Тогда мы перестанем надоедать вам своими визитами.
- Интересный способ ведения бизнеса у вашей корпорации, - я иронически улыбался.
- Мы уверены, что вы согласитесь.
- Мммм… терять мне, конечно, нечего, будете вы довольны или нет, я всё равно намерен дописать эту штуковину до конца.
- Exactly! - в свою очередь улыбнулся Магистр, и я отметил про себя: какая неприятная у него улыбка.
- Последний вопрос, Магистр: каким образом я смогу вас вызвать, если мне понадобится поговорить с вами о нашем деле?
- О, это проще простого, Артур. Поставьте Малера, если я вам понадоблюсь.

И он исчез.

* * * * *
ГУСТАВ МАЛЕР

А я остался раздумывать над выбором Магистром сигнала вызова на связь и вспомнил, что Магистр не первый, кто обратился к наследию композитора за темами жизни и смерти. Экранизируя "Смерть в Венеции" Томаса Манна, Висконти включил в фильм музыку из Третьей симфонии Малера, Адажиетто из его Пятой симфонии и "Колыбельную песню" («Спи, усни, крестьянский сын»).

Малер-философ на протяжении жизни обращался к теме топоса. Неизбежность конца - тема уже первого его самостоятельно го по стилю сочинения, "Жалобной Песни", и ранней симфонической поэмы "Тризна" (ставшей потом первой частью Второй Симфонии). Финал Второй - апокалиптическ ая катастрофа, обрекающая вселенную на небытие. В музыке Малера есть и "dance macabre", и "инфернальное скерцо". Пятая симфония (первая часть её - траурный марш) была написана им в 1901 году - тогда же, когда и вокальный цикл "Песни об умерших детях".

Семейные трагедии сделали Малера особо чувствительным к грядущим трагедиям мира. Послушайте первую часть Шестой симфонии и попробуйте отделаться от мысли о гениальном предвидении трагедии, которой было суждено разрушить Европу всего через четверть века после смерти композитора.  "Tragische" - так назвал Малер свою Шестую.

Энтропия рано вошла в его жизнь. Из тринадцати детей в семье семеро умерли в раннем возрасте. В течение одного года умерли отец, мать и сестра композитора. За этим последовала смерть его близкого друга, дирижёра Ганса фон Бюлова. Ещё через год покончил с собой любимый композитором и опекаемый им младший брат. Летом 1907 года умерла дочь Малера, Анна. А через три года, в возрасти всего пятидесяти лет, на гастролях а Америке, он сам узнал о близости и неотвратимости собственной смерти.

Магистр знал, кого выбрать!

* * * * *
- Ага, решился всё-таки написать о смерти. Интересно. После многолетних обещаний принципиально об этом не писать, - решился, наконец.
- Ты не поняла. Это не о смерти. Вернее, не совсем о смерти. Конечно, энтропия и есть смерть. Но одно дело описывать ужас от ее приближения и чувство обреченности, живописать ощущение безысходности. Совсем другое - пытаться рассказать о существовании приемов, позволяющих замедлять рост энтропии в своей системе. "Нельзя, чтоб страх повелевал уму".
- Пока что со смертями здесь густо, в отличие от обещанных приемов.
- Продолжай читать.
- Я думаю, ты просто от старости бесишься.
- Что особого в старости? Возраст не отменяет энтропии, наоборот, он ее подтверждает. Я пишу о потере порядка вещей, о том, как меняется мир на наших глазах, и о том, как относиться к потере порядка.
- Термодинамика - реальность, всё остальное - твои выдумки.
- Остальное что?
- Всё остальное, про борьбу с энтропией.
- Я никогда не писал ни о какой борьбе с энтропией! Бороться с энтропией бессмысленно. Можно лишь стараться снизить локально темпы роста неупорядоченно сти.
- Почему ты именно сейчас взялся за эту тему?
- Причин в избытке. Старческие недуги, разрушение среды обитания, мерзость, в которую выродились американские политические партии, Ближний Восток. Украина. Война...

* * * * *
ВОЙНА

Война - апофеоз разрушения и смертей - пример использования людьми одной из особенностей энтропии: невозможно получить пользу от разрушения упорядоченност и, но если использовать хоть часть энергии разрушаемой системы (Система 1), подкачивая ее в другую систему (Система 2), то энтропия в этой второй системе временно понизится.

Конечно, при этом в системе, включающей обе системы, 1 и 2, энтропия существенно возрастёт, так как бОльшая часть энергии безвозвратно рассеется.

Охотник, стреляющий в лося, в случае успешной охоты потеряет не только энергию, cодержавшуюся в копытах, рогах и внутренностях. Даже энергия съеденного им мяса усваивается организмом не более чем в размере 10%.

Эти соображения не останавливают охотника.
Тем более не останавливают они агрессора.
Гойда, Иблис!

Агрессор начинает войну - намеренный, расчетливый акт! - с целью поживиться ничтожной долей энергетическог о ресурса соседей, в попытке добиться временной подкачки энергии извне в изношенный механизм собственной экономики - и ему плевать, что разрушено будет в тысячи раз больше того, чем ему удастся поживиться.

Русская поговорка “Ломать не строить” намекает на то, как несопоставимы эти доли. Русские знают, о чем говорят.

Война - не только захват чужого. Чтобы сделать войну приемлемой для собственного населения, в действие приводятся механизмы пропаганды и дезинформации. Пропаганда делает “смерть за Родину” не только приемлемой, но даже желанной. Дезинформация направлена на рассеяние правды о происходящих событиях.

Война тривиализирует страдания и смерть. Она незаметно, шаг за шагом уничтожает культуру. Уничтожает даже жизни людей, удаленных от мясорубки - чувством вины, ощущением бессилия, невозможности остановить бесконечно длящийся кошмар. А культура... что ж, вон в Краснодаре появилась улица имени "Космонафта Гагарина". Всё путём.

Люди, развязывающие войну, это агенты энтропии, живущие по лагерному принципу - умри ты сегодня, а я завтра.
Агенты ада.

* * * * *
ВИРТУАЛЬНЫЕ ЖИЗНИ

В год, когда я подавал заявление о лишении советского гражданства, мой соученик, назовем его Сеня, тоже начинал новую жизнь, только в Киеве. Ушел от жены и сына и стал жить со своей секретаршей, длинноногой девицей на пятнадцать лет его младше. Сына Сени забрали в армию в 82-ом, он вернулся из Афгана инвалидом. Сеня умер первым из старых друзей. Инфаркт. Изношенное до времени сердце.

Думаешь, а что если бы? Мог ведь уехать с семьей, жил бы до ста, назло уставшим ждать наследства внукам?

Вопросы эти бессмысленны. Cудьба - ещё одно пустое, ничего на объясняющее слово.

Рома уезжал из Киева с женой Ритой и сыном за год до меня. Хорошо прижились в Америке. Купили дом в симпатичном районе на юге Лос-Анджелеса. Рита погибла в 93-ем - ee cбила машина на пешеходном переходе в Huntington Beach. Почти ровно через год погиб под автомобилем Ромка.

Здесь нет морали.
Написано множество банальностей о том, как наши поступки определяют жизнь.
Притаившаяся в углу энтропия подсказывает: и смерть.

Холст жизни не так прочен, как часто кажется комфортно устроенным молодым людям.

* * * * *