| (http://a-kalmeyer.ru/2012/2012_files/clear.gif) | |
| (http://a-kalmeyer.ru/2012/2012_files/clear.gif) | (http://a-kalmeyer.ru/2012/2012_files/Guenter-Grass-stellt-Grimms-Woerter-in-Goettingen-vor_ArtikelQuerKlein.jpg) Гюнтер Грасс Originally posted by (http://a-kalmeyer.ru/2012/2012_files/userinfo.gif) (http://www.livejournal.com/userinfo.bml?user=mojdomletaet)mojdomletaet (http://www.livejournal.com/users/mojdomletaet)(http://a-kalmeyer.ru/2012/2012_files/userinfo.gif) (http://www.livejournal.com/userinfo.bml?user=lussien)lussien (http://www.livejournal.com/users/lussien). "Почему бывший эсэсовец, нобелевский лауреат и самозванная 'совесть нации' Гюнтер Грасс учинил сегодня маленький литературный погром против Израиля и как в нем шевелится 'комплекс Холокоста'." Как известно, в России поэт больше, чем поэт. Не то в Германии. Там такие, которые "больше", имеются в одном-единственном экземпляре, и экземпляра этого зовут Гюнтер Грасс (впрочем, есть еще Мартин Вальзер, но это в лучшем случае полэкземпляра). Во многих отношениях он напоминает Солженицына, вот только куда менее талантливый и в лагерях не сидел, но мании величия, пафоса и приводящего к корявости стиля стремления выражаться повычурней, чтобы уважали, - не меньше, скорее даже больше. Так же, как и Солженицын, этот пЕсатель земли немецкой - лауреат Нобелевской премии. Давненько о Грассе не было слышно, но вот в сегодняшней "Зюддойче Цайтунг", одной из самых левых газет Германии, появился его антиизраильски й пасквиль, произведший в немецких СМИ фурор средних масштабов. В одном только "Шпигеле онлайн" в первый же день появилось семь статей на эту тему, на нее высказались и лидеры всех парламентских партий (о чем речь ниже). Одновременно этот пасквиль появился также в других газетах мира - итальянской "Репубблика", испанской "Эль-Паис" и (анти)американской "Нью-Йорк таймс", которая хотя и издается в основном евреями, но лишний раз доказала свою антиизраильску ю направленность (стоит ли удивляться, что 62% американских евреев все еще собираются голосовать за Обаму, лишь 4% заявляет, что интересы Израиля при выборе кандидата в президенты стоят для них на первом месте, а удар по Ирану поддерживает меньше американских евреев, чем американских неевреев). Такая синхронность говорит о том, что речь идет не о литературном произведении, а о политической акции. Не случайно всего за 5 дней до этого, в прошлую субботу, в той же газете появился оформленный как рекламное объявление на полполосы призыв "группы товарищей" (http://www.tagesspiegel.de/politik/neues-grass-gedicht-guenter-grass-die-atommacht-israel-gefaehrdet-den-weltfrieden/6473678.html) общей численностью в 1500 человек защитить от Израиля "иранский народ, который не хочет ни войны, ни атомной бомбы"; подписанты требуют также "пакта о ненападении" и прекращения санкций против Ирана. Абсолютно в ту же дуду дует и Гюнтер Грасс. Его пасквиль, именуемый "Что должно быть сказано", оформлен как белые стихи, но в этих "стихах" нет не только рифмы, но и ритма, и уже только поэтому грассовская агитка выглядит скорее как самопародия. Если же вдаваться в ее содержание, то это впечатление лишь многократно усиливается. Зачем Грассу понадобилось облекать свою примитивную агитку в квазипоэтическ ую форму? А затем, что на художника распространяет ся принцип свободы творчества, а на публициста нет, с него спрос другой. И Грасс этим пользуется много лет, борясь таким образом со „злом“ (Израилем, Францем-Йозефом Штрауссом, капитализмом) и за „добро“ (СДПГ, „обиженных“ карикатурами и „угнетением“ мусульман, повстанцев Никарагуа и т.п.). В 1958 году Грасс написал свой первый роман "Жестяной барабан", где события войны отображаются глазами мальчишки, отказавшегося расти из протеста против нацистов и то и дело барабанящего в свой барабан, как только ему хочется против чего-то протестовать. Метафора, на мой взгляд, совершенно бессмысленная и натянутая, поскольку мальчишка в романе - не еврейский или цыганский, а немецкий, дети в политике не разбираются, а про лагеря смерти этому "протестанту" никто не рассказывал; но самому Грассу собственная метафора настолько понравилась, что впредь он сам полвека выступал в роли такого барабанщика и "совести человечества" и делает это до сих пор. Как говорил когда-то по поводу интеллигентов В.И. Ленин, "они думают, что они мозг нации, а они не мозг, а говно". К ГГ эта цитата относится в полной мере. (http://a-kalmeyer.ru/2012/2012_files/sjff_01_img0068.jpg) Кадр из фильма Ф. Шлендорфа "Жестяной барабан" Так или иначе, а роман "Жестяной барабан" так и остался единственной более или менее приличной вещью, вышедшей из-под пера Грасса. Не то чтобы он с тех пор перестал писать - напротив, он писал много и упорно, да только получалось все настолько серо и бездарно, что читатели не хотели читать, да и критики не жаловали. К примеру, самый известный литературный критик Германии - живущий во Франкфурте польский еврей Марсель Райх-Раницкий, (http://m.dw.com/image/542933_503.jpg) в юности сбежавший из варшавского гетто и несколько лет прятавшийся от нацистов у поляков на чердаке вместе со своей юной женой Теофилой, многолетний ведущий популярного "Литературного квартета" на втором канале (ZDF), которому ныне идет 92-й год, в 1995 году подверг очередной роман Грасса "Широкое поле" настолько уничтожительно й критике, что с тех пор Грасс не упускал ни одного случая выпустить яд по его адресу; ненависть к Райх-Раницкому наверняка подпитывала и антисемитизм Грасса, который тоже нет-нет да и вырывался на поверхность. Тонкий ценитель слова, Райх-Раницкий в тот раз был настолько возмущен тем, что такое вообще печатают, что в прямом смысле порвал роман Грасса, а фотокорреспонд ент "Шпигеля" запечатлел его в этот момент и вынес фотографию на обложку. (https://www.noz-cdn.de/media/2014/11/07/spiegelcover_full.jpg) И надо же такому случиться, что в 2005 году о Грассе, о котором в Германии все уже почти забыли как о писателе, воспринимая его больше как постоянного кверулянта, склочника и политического моралиста, вдруг вспомнил Нобелевский комитет. Я уже писал однажды (http://lussien.livejournal.com/15831.html) про причудливость его выбора лауреатов, но в тот год этот комитет переплюнул сам себя по части гротеска, не просто присудив свою премию графоману, но и присудив ее за его первый роман - тот самый "Жестяной барабан", написанный за 47 лет до этого, как будто ничего нового и более стоящего за эти 47 лет в литературном мире не появилось! (Тот же Райх-Раницкий многократно призывал вручить премию Филипу Роту, но разве можно давать ее белому американцу, да еще еврею, разве давали ее Апдайку, Азимову, Воннегуту, Сэлинджеру?) С тех пор, как Грасса перестали читать, он со страстью бросился в политику, чтобы хотя бы таким образом подогревать внимание к собственной персоне. Причем, как я уже сказал выше, писатель не только активно участвовал в политической борьбе, но и усердно изображал из себя Совесть Нации. Второго такого моралиста, одаряющего "паству" ценнейшими сентенциями, не сыскать во всей Германии. В 60-е он увлеченно участвовал в предвыборных кампаниях на стороне СДПГ и Вилли Брандта (их обоих закидывали, бывало, тухлыми яйцами), когда же Брандт ушел в отставку, то Грасс накинулся на него с обвинениями. В 1985 году он устроил разнос Гельмуту Колю, посетившему вместе с Рейганом солдатское кладбище в Битбурге. На этом кладбище были похоронены американские и немецкие солдаты, 49 из которых были членами Ваффен-СС (почти все они погибли в возрасте до 25 лет). Грасс метал на Коля громы и молнии. Каково же было всеобщее изумление 21 год спустя, когда Грасс вдруг признался, что и сам служил в Ваффен-СС и что эсэсовские руны (знак "SS") ему в те годы импонировали (согласно биографу Грасса Михаэлю Юргсу, будущий писатель поступил в Ваффен-СС добровольно). (https://www.granger.com/wmpix/age/rue/0144176-GUNTER-GRASS-DANS-THE-WAFFEN-SS-Gunter-Grass-r-17-years-old-in-november-1944-when-he-joined-Waffen-SS-Full-credit-AGIP---Rue-des-Archives--Granger-NYC----All-rights-rese.jpg) Произошло это признание аккурат накануне публикации его очередного опуса, и тогдашняя президентша еврейского Центрального совета Шарлотта Кноблох не без оснований заметила, что признание было всего лишь пиаром для раскрутки этого опуса. Тем более, что Нобелевская премия, о которой он мечтал много лет, как раз уже была уже у Грасса в кармане и причин отмалчиваться больше не было. Несколько политиков тогда потребовали от Грасса отказаться от этой премии, а Лех Валенца - отказаться от почетного гражданства Гданьска, но вскоре все стихло, и это признание ничуть не помешало Грассу в том же году снова выступить "совестью нации": на сей раз он клеймил Запад за карикатуры на Мохаммеда, вызвавшие тогда массовые истерики и погромы в исламских странах, которые "совести нации" не бросились в глаза как нечто непотребное. И вот - очередной опус, на сей раз настолько очевидно антисемитский и антиизраильски й, что даже немецкие левые издания вроде "Шпигеля" и "Франкфуртер Рундшау" разнесли этот пасквиль в пух и прах. Справедливости ради надо заметить, что, несмотря на общую антиизраильску ю направленность этих изданий, у них есть некоторые табу и флажки, за которые они стараются не заходить. Два из этих табу Грасс нарушил: во-первых, смешал в кучу израильтян и евреев, навалив вину и на тех, и на других, а во-вторых, встал на защиту Ахмадинежада, который в Германии все же является пугалом (каким он, впрочем, сделал себя сам). Я уже не говорю про очевидную чушь, которую Грасс городит в своем опусе, обвиняя Израиль в том, что тот хочет якобы нанести не просто удар по иранским атомным объектам, а ядерный удар и уничтожить весь иранский народ, а Германию в том, что она за полцены предоставила Израилю подлодки "Dolphin" для такого удара (кстати, специалисты сомневаются, что эти подлодки, хотя они и лучшие в мире, подходят для такого удара: они дизельные и потому легко обнаруживаются из космоса, не подходят для операций в мелких водах Персидского залива, да и не факт, что запущенные с подлодки боеголовки сумеют преодолеть иранскую ПРО; в борьбе против Сирии и Ливана от них тоже не много пользы). Немцы после 1945 года - довольно уникальный народ: многие из них живут с чувством вины. Обходятся они с этим чувством по-разному: одни принимают его, другие вытесняют, а третьи упорно пытаются доказать, что никакой вины нет либо что она "погашена" мнимыми преступлениями евреев или преступлениями союзников по отношению к немцам после войны. К этой третьей категории принадлежал Вернер Фассбиндер (я писал уже недавно (http://lussien.livejournal.com/34780.html) о том, как причудливо это чувство в нем гуляло, переливаясь красками), принадлежит к ней и Гюнтер Грасс. Ну, а утверждение Грасса в его „поэме“ о том, что критика Израиля в Германии запрещена и карается обвинением в антисемитизме – это не просто десятилетиями гуляющий по стране шаблон, но издевательская ложь, доходящая до гротеска, поскольку маленький Израиль в немецких СМИ критикуется больше, чем все остальные страны мира, вместе взятые. Уже начало опуса - "Почему я молчу, молчу так долго..." - говорит о том, что Грассу не дают спать лавры Льва Толстого и Эмиля Золя с их памфлетами "Не могу молчать" и "Я обвиняю". Но если Золя обвинял антисемитов, раздувших дело Дрейфуса, да и Лев Толстой горячо высказывался против антисемитизма, то в случае их горе-наследника все с точностью до наоборот: сразу же выясняется, что молчит он, чтобы его не припечатали как антисемита, впрочем, и не молчит вовсе, а так, кокетничает ради красного словца (все же как бы стихи, хотя и не стихи, конечно, надо же хотя бы напустить „художественного“ тумана или навести тень на плетень). В названии после слов "То, что должно быть сказано..." явно угадывается невысказанное, но подразумеваемо е продолжение: "...и что кроме меня никто не решится больше сказать". А впрочем, здесь я вновь предоставлю слово Генрику Бродеру, лучше которого не скажешь. (http://a-kalmeyer.ru/2012/2012_files/18815055-henryk-broder-zentralrat-juden.9.jpg) Генрик Бродер Статья его (http://www.welt.de/kultur/literarischewelt/article106152894/Guenter-Grass-Nicht-ganz-dicht-aber-ein-Dichter.html) называется "Günter Grass – Nicht ganz dicht, aber ein Dichter" - "Гюнтер Грасс - чокнутый, но поэт" (непереводимая игра слов: "dicht" (нормальный) и "Dichter" (поэт)). |