САМБОДРОМО, САМБА, ПАРАД
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/LiesaSambaCarioca.jpg)
Ах, Карнавал!... Даже у людей, никогда не бывавших в Бразилии, это слово ассоциируется со разноцветьем карнавальных костюмов, с заразительными звуками самбы, с ритмично двигающимися в танце чёрными телами и медленно ползущими под лучами прожекторов экстравагантны ми повозками (floats), разукрашенными мордами диковинных зверей и прочими чудесами. Далеко не все представляют, что главная, официальная часть Карнавала – отнюдь не спонтанное выражение радости масс, но результат напряжённой работы, продолжающейся круглый год в ожидании кульминации – двух дней марша самба-школ на специально оборудованном для этого шествия Самбодроме. Для множества бразильцев – это постоянная, оплачиваемая работа.
Религиозный аспект празднования давно стёрся в сознании участников действа, но дата проведения Карнавала до сих пор определяется по церковному календарю: Карнавал официально занимает 4 дня непосредственн о перед наступлением первого дня Великого Поста. Приверженность бразильцев к красочным празднествам и возможность заработать при этом немного денег превратила бывшее религиозное представление в неплохо оплачиваемый труд любви, выливающийся раз в году в два всенощных шествия конкурирующих школ самбы – у каждой свои спонсоры, свои люди, свои костюмы и свои темы процессии, назначаемые спонсорами карнавального шествия.
Cамбa как танец и музыкальный жанр имеет африканские и европейские корни. Само слово произошло от португальского глагола sambar, означающего «танцевать в ритме». Танцевать – это конечно чудесно, но вы можете похвастать, что обладаете волшебным таинством самбы, только в том случае, если умеете особым образом ритмично вращать тазовым шарниром – что требует постоянной, круглогодичной тренировки!
Существуют сотни разных «школ самбы» – по сути, самодеятельных коллективов жилого квартала, фавелы, района города. Но есть только 12 самба-школ Главной Лиги, и именно эти профессиональн ые коллективы конкурируют за первое место во время двух главных ночей Карнавала в шоу на Самбодроме. Шествие начинается где-то около 9 часов вечера и длится до утра. В первую ночь выступают первые 6 самба-школ, во вторую – оставшиеся 6. Парад каждой из школ занимает около двух часов и включает в себя определённые традиционные элементы шоу, о которых я расскажу ниже.
14 февраля в параде участвовали следующие самба-школы:
Uniao da Ilha,
Imperatriz Leopoldinenz,
Unidos da Tijuca,
Unidos do Virodauro,
Salgueiro,
Beija-Flor de Nilopolis
В ночь с 15 на 16 февраля нам предстояло присутствовать на параде шести оставшихся самба-школ Главной Лиги:
Mocidade Independente,
Unidos do Porto da Pedra
Portela,
Grande Rio,
Mangueira
Немножко истории. В имперские времена «низкая культура» беднейших районов Рио существовала вне зависимости от европейских балов двора и знати. Тем не менее, уже тогда кульминации празднеств – костюмированны е балы в особняках и уличные парады в фавелах – совпадали по времени. Только в 1920-х годах, по мере возникновения национального гражданского общества, оба вида празднования начали сливаться в костюмированно е шествие, ставшее потом Карнавалом – для элиты и среднего класса стало возможным (если ещё и не вполне уважаемым занятием) участие в уличных карнавальных парадах. Это было время, когда знаменитый композитор Хейтор Вийа-Лобос начал использовать ритмы бразильской бедноты в своих композициях. Примерно в это же время был пробит в теле горы туннель из центра на Копакабану (вы видели его в моих видео), и пляжная простота костюмов стала модой дня. Наряды, маски и костюмы элитных балов становились всё более экстравагантны ми и (в подражание улице) – более рискованными, демонстрирующи ми всё больше голого тела. Кариоки нашли, наконец, образ, который стоило выставить на обозрение остального мира!
Ниже я привожу схему Самбодрома, чтобы читатель мог понять, с какой точки я делал свои фотографии и откуда снято видео.
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/Sambadromo.jpg)
Участники парада накапливаются с западной стороны...
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/Sambadrom1.jpg)
...а заканчивают шествие – с восточной:
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/Sambadrom2.jpg)
Билеты наши были во втором ряду сектора 9. Турбюро подарило нам с Тоней дурацкие яркожёлтые карнавальные ти-шортки (чтобы их шоферу было проще выделить нас из толпы), и эти двое гринго, конечно же, в них обрядились. Выглядели мы, конечно, глупейшим образом... хотя и не более глупо, чем множество наших соседей по трибунам Самбодрома – в девятом секторе много американцев:
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/SosediPoTribune3.jpg)
Билеты отнюдь не дёшевы – по $1000 на человека, и я рассчитывал, что за эти деньги можно будет с удобством наблюдать карнавальное шествие и заниматься съёмкой. До того, как трибуны заполнились зрителями, Кальмейер аккуратно расставил треногу, укрепил видеокамеру, педантично выставил все настройки, проверил поле зрения и, удовлетворённы й, стал ожидать начала шоу.
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/2ReadyForAction.jpg)
Плохо я представлял себе бразильскую публику!!!... Как только раздались первые звуки самбы, сидевшие вскочили с мест и начали танцевать, крутя изо всех сил своими тухесами. Вот здесь-то я и понял, что съёмка окажется гораздо более сложной задачей, чем представлялась раньше.
Вокруг нас отплясывали и мужички, и девушки
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/PublikaNaTribunah.jpg)
Последние определённо заслуживали внимания, и мой объектив постоянно возвращался к их интерпретации звучавшей всё громче и громче самбы:
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/SosediPoTribune.jpg)
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/SosediPoTribune2.jpg)
Внезапно на Самбодроме вырубили освещение, справа, в конце променада, вспыхнули разноцветные фейерверки и все бросились к ограждению, невзирая на указанные в билетах места.
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/Fireworks.jpg)
Фейерверк продолжался не менее 10 минут, в тёплом влажном воздухе плыли серые волны порохового дыма. Потом зажгли свет, забили барабаны, грянули оркестры – начался парад первой из самба-школ.
Шествие каждой школы традиционно открывает пара – «король и королева» – с двумя-тремя придворными «дамами», наряженными главным образом в разноцветные перья. «Монархи» одеты в однотемные костюмы с умопомрачитель но сложными головными уборами, плащами, блёстками, перьями и множеством рюшей. Они совершают сложный танец: королева грациозно вращается то в одну сторону, то в другую, в руке у неё развевается флаг, а король исполняет уморительно смешные па вокруг партнёрши, с поклонами и реверансами в сторону её величества.
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/TheKingAndTheQueen.jpg)
За королём и королевой выступают, совершая невозможные вращения попками, самые роскошные девушки в туфельках на шпильках. Их костюмы мало что оставляют на долю воображения.
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/Diva1.jpg)
Главной составляющей костюма див являются перья – на голове, за плечами и в качестве хвостового оперения (см. видео). За девушками охотятся стаи аккредитованны х фотографов: ракурс здесь имеет главенствующее значение (увы, с моего места на трибуне охотиться за этим ракурсом было совершенно бессмысленно).
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/Diva2AndThePresscore.jpg)
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/Diva2AndPhotographers.jpg)
За дивами следуют платформы – floats, декорированные согласно заказанной спонсором теме. Некоторые из тем не сразу и расшифруешь, если не заглянуть в программку.
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/Float1.jpg)
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/Float2.jpg)
Вот, к примеру, платформа, выполненная в виде сиськатых колонн-манекенов, надо полагать, спонсором является какой-нибудь бразильский Macy’s:
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/Float3.jpg)
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/SiskatyeManekeny.jpg)
Десятки чёрных парней в белых, зелёных, красных комбинезонах толкают платформы, без устали пританцовывая ту же самбу. Затем следуют танцовщики школ самбы: на бетон Самбодрома волна за волной выплывают (вытанцовывают) участники в фантастических костюмах.
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/SambaSchool1.jpg)
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/SambaSchool2.jpg)
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/Peaceniks.jpg)
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/Sculls.jpg)
Я в конце концов пришёл к выводу, что парад следует смотреть, по возможности игнорируя заказной смысл тематики, просто воспринимая шествие как феерическое действо – самое прекрасное и безумное из всех мероприятий, в которых мне привелось участвовать за долгую и нескучную жизнь. Смотрите сами. Бесполезно пытаться объяснять, что представляли собой floats и карнавальные костюмы участников. Просмотрев видео, вы убедитесь, что описать карнавальное шествие словами всё равно невозможно...
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/Float4.jpg)
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/Float7.jpg)
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/Float7_A.jpg)
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/Sci-Fi_Float.jpg)
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/Float8.jpg)
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/Transformer.jpg)
По мере прохождения парада на трибунах стали появляться участники шествия. Согласно правилам, им нельзя выходить на трибуны в костюмах, в которых они шли на параде. На снимке внизу один дядечка из числа наблюдающих за порядком на трибунах вычитывает юнцу, посмевшему нарушить это правило. Юнец быстро исчез и появился через четверть часа уже без костюма.
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/ParadeEmotions.jpg)
Школа под названием «Portela» в полной мере представила госпитальную тему (врачи оценят!):
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/Float5.jpg)
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/Float5-A.jpg)
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/Float6.jpg)
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/WheelchairsParade.jpg)
Потом они вывезли на Самбодром гигантскую беременную бабу, над которой производил какие-то двусмысленные действия кузнечикообраз ный робот из якобы нержавеющей стали (надо думать, это должно было изображать непредставимые уму достижения современной медицины)
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/PregnantFloat.jpg)
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/PregnantFloat-A.jpg)
(http://a-kalmeyer.ru//2010/2010_files/PregnantFloat-B.jpg)
Шествие шло бесконечно. Ещё пара «король-королева», опять дивы с восхитительно торчащими попками, с воткнутыми туда перьями, всё новые и новые платформы со всё более диковинными существами, отплясывающими самбу. На протяжение многих часов бесконечно гремит одна и та же музычка (Unidos da Tijuca), бьют барабаны, ритмично вихляют шарнирами многочисленные создания моего окоченевшего от бессонницы разума. Бесконечной чередой идут самба-школы!...
Когда закончилось шествие второй самба-школы (заметьте, к этому времени парад продолжался уже около 4 часов!), Тоня уселась на скамейку трибуны, совершенно обессиленная. Был час ночи. Я всё ещё стоял и продолжал упорно снимать. После третьей школы, к 3 часа утра, и я решил, что с меня достаточно. Публика на трибунах попрежнему бесновалась, плясала на трибунах и махала руками своим любимцам.. У этих бразильцев совсем другая машинка внутри – она позволяет им две ночи подряд не спать, если звучит ритм самбы. Мы пробирались наружу, стараясь не наступать на ноги отплясывающих самбу кариок всех возможных полов, и я в первый раз за вечер порадовался своему решению надеть дурацкие жёлтые ти-шортки: водитель сразу выловил нас из толпы... По дороге домой Тоня уснула на моём плече. На Копакабане и в 4 утра полно людей в кафешках, по тротуарам неспешно прогуливаются, покручивая шарнирами, девушки, владеющие ночными улицами Рио пока гринго тихо похрапывают в кондиционирова нных номерах своих роскошных отелей...
https://youtu.be/7eqiMyUTrVk
https://youtu.be/eTClXYuilVk
https://youtu.be/xiIBuydgSas
(Как утверждает один из моих друзей, Саша Непомнящий, 18 февраля жители Израиля могут принять участие в собственном карнавале - в Хайфе: http://sashanep.livejournal.com/580917.html . Расскажете мне потом, на сколько очков сашин хайфский пуримшпиль бьёт Карнавал в Рио де Жанейро!)
Продолжение следует
Current Mood: happy
Tags: Южная Америка, о себе, размышления, фотки, video, путешествия, рассказик