Arthur Kalmeyer

Arthur Kalmeyer => Путешествия => Тема начата: Arthur Kalmeyer от Декабрь 10, 2018, 08:28:01 pm

Название: 12/10/2018 ПРОЩАНИЕ С ЕВРОПОЙ. Часть 12. CARTAGENA
Отправлено: Arthur Kalmeyer от Декабрь 10, 2018, 08:28:01 pm
ПРОЩАНИЕ С ЕВРОПОЙ. Часть 12. CARTAGENA

Все картинки кликабельны!


          «Испания.
          В матовом небе
          Светло и пустынно.
          Усталые реки,
          Сухая и звонкая глина.
          Христос остроскулый
          И смуглый
          Идёт мимо башен,
          Обуглены пряди,
          И белый зрачок его страшен.»
          - Федерико Гарсия Лорка

          «Потом пылал Мадрид.
          К нему на помощь в бури
          Шёл караван советский напролом,
          И голосом Долорес Ибаррури
          Испания твердила: “Мы пройдём!”»
          - Ольга Берггольц


Приболел последнее время, никак не мог собраться с силами продолжить этот нескончаемый фото-рассказ о Европе. Ну вот, наконец, выдавил из себя очередную главку – о Картахене. Не пугайтесь, медленно, но верно мы всё же приближаемся к концу...

Карфагенянин Гаструбал Справедливый основал Картахену в 227 году до новой эры, назвав её «Карт Хадашт», что в переводе с финикийского означало «Новый Город». Новый – в смысле Новый Карфаген.  Римляне, пришедшие на смену финикийцам, сделали его центром провинции Carthaginensis, сменив название города на Carthago Nova. Потом на Иберийский полуостров пришли Умайады, и город получил арабское имя Картайаннат Аль-Халфа. 

Привлекательно сть города для сменявших одна другую цивилизаций заключалась в наличии хорошо защищённой бухты, одной из лучших в западном Средиземноморь е, где можно было укрыть значительного размера флот. Пришедшие на смену маврам испанские Бурбоны тоже оценили стратегическое значение Картахены, и с тех пор до наших дней Испания использует бухту как главный опорный пункт своего военно-морского флота в Средиземном море.

(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/0_CartagenaMap.JPG)

Cравнительно небольшой город (население 410,000  человек) как сундук набит историческими памятниками финикийского, римского, византийского периода, здесь можно увидеть крепостные стены, постороенные маврами, вход в бухту охраняют старинные испанские батареи, а городская архитектура предлагает путешественник у разнообразие архитектурных стилей от барокко до Art Nouveau.

1. Карта старого центра города.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/1_CenterMap.jpg)

2. Вход в бухту. За маяком стоянка сторожевых катеров НАТО.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/2_MajakNavalBase.jpg)

3. Утренний город, вид с верхней палубы нашего судна.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/3_DSC_9874.jpg)

4. Извоз туристов.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/4_DSC_9881.JPG)

5. Мыслитель из Картахены закрывает глаза и прячет голову между коленями, пытаясь найти позу для размышлений и так, чтобы не видеть туристов.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/5_CartagenaThinker.jpg)

6. Колокольня над зданием Арсенала.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/6_DSC_9885ArsenalTower.jpg)     

7. Герб над воротами арсенала.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/7_DSC_9884ArsenalGerb.JPG)

8. Сравнительно новый спальный район Картахены. Утро. Чисто, безлюдно.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/8_DSC_9887.jpg)

9. Улочка времён послевоенной застройки.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/9_DSC_9891.JPG)

10. А это буржуазные кварталы 19 века.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/10_DSC_9892.jpg)

11. Частные виллы в дорогой части города.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/11_DSC_9889.jpg)

12. Университетски й кампус в стиле нового искусства..
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/12_DSC_9888.jpg)
 
13. Это тоже новое... или новое старое?...
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/13_DSC_9898.jpg)
 
14. Старый город.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/14_DSC_9882.jpg)
 
15. Капли старинных фонарей на филигранных подвесках.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/15_DSC_9894.JPG)

16. Памятник морским пехотинцам, погибшим в битве при Santiago de Cuba. У Испании не было шансов – молодой американский империализм успешно зачищал европейские владения в западном полушарии, заодно даруя долгожданную свободу жителям испанских колоний.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/16_DSC_9883.jpg)

17. Старые империи плохо распознают намёки судьбы на то, что их время миновало, и посылают своих солдатиков умирать ни за что, ни про что... Это была последняя из битв Испано-Американской войны, в результате которой Куба, освободившись из-под испанской короны, стала независимым государством.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/17_DSC_9883_01.jpg)
 
18. Крепостные стены старого города.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/18_DSC_9901.jpg)
 
19. Сегодня городская стена сама защищена от беды сердечком...
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/19_DSC_9904.jpg)

20. Лифт и обзорная галерея, ведущие на верхнюю площадку замка Castillo de la Concepcion.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/20_DSC_9903LiftGangway.jpg)
 
21. Пушки на замковой площадке смотрят в направлении моря.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/21_DSC_9902.jpg)

22. Это южные эскарпы Castillo de la Concepcion.

(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/22_DSC_9900CastilloDeLaConcepcion.jpg)

23. Внутри крепости стоит памятник основателю города карфагенянину Гаструбалу Справедливому.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/23_HasdrubalTheFairCastilloDeLaConcepcion.jpg)
 
24. Барельеф 15-го века на Plaza de Risueno.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/24_BareliefPlazaDeRisueno.JPG)

25. Римский театр, неожиданно откопанный сравнительно недавно, в 1988 году на месте снесённой арены для боя быков. Этот второй по величине из найденных на Иберийском полуострове римских театров вмещал 6000 зрителей.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/25_RomanTheatreCartagena.jpg)
 
26. Murcia Cathedral. Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии строился долгонько – с 1385 по 1467 год, но переделки продолжались до 18-го века, чем и объясняются разные стили здания: интерьер выполнен в строгом готическом стиле, в то время как фасад – испанское барокко.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/26_MurciaCathedral.jpg)
 
27. Красный маяк, стоящий на спуске от старого города к бухте.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/27_DSC_9905.jpg)
 
28. С обеих берегов, замыкающих бухту расположены батареи, державшие под обстрелом подходы к городу. На снимке ниже – батареи Fuerte de Navidad, охраняющего залив с западного берега.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/28_FuerteDeNavidad.JPG)

29. Далее идут укрепления, расположенные на восточном берегу.
Это Bateria de San Leandro.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/29_DSC_9911BateriaDeSanLeandro.jpg)
 
30. Bateria de San Isydoro y Santa Florentina.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/31_DSC_9914MiradorDeSanFulgencio.JPG)
 
31. Mirador de San Fulgencio.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/30_DSC_9913BateriaDeSanIsidoroYSantaFlorentina.JPG)

32. Bateria de Castillo.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/32_DSC_9910BateriaDeCastillo.JPG)
 
33. Bateria de Castillo, более крупным планом.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/33_DSC_9910BateriaDeCastillo.jpg)

34. Так выглядит Bateria de Castillo, если подняться выше: внизу изящные башенки помещений для артиллеристов, а на верхней площаде установлена гигантская 17-метровой длины пушченция, для метания снарядов весом в одну тонну на расстояние 35 километров. Это орудие пальнуло всего один раз в своей пушечной жизни, во время гражданской войны, но этого оказалось достаточно, чтобы больше никто не пробовал приближаться.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/34_BateryDeCastilitos.jpg)

35. Возвращаемся назад в порт, где нас ждёт Celebrity Eclipse.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/35_DSC_9916.JPG)

36. В порту хорошо, здесь веет прохладный бриз, и можно побродить вдоль набережной, мечтательно выбирая, на какой из яхт хорошо было бы продолжать путешествие вместо погрузки на нашего монстра.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/36_DSC_9926.JPG)
 
37. Мне пришлась по душе вот эта яхта, под названием Buenaventura-X… но поздно, Кальмейер, всё-то ты делаешь в жизни слишком поздно, раньше надо было «линять» (как образно выразился один из моих добрых виртуальных друзей).
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/37_DSC_9922Buenaventura-X.JPG)

38. Реклама Национального Музея Подводной Археологии. Хотелось бы посмотреть, но опять же времени уже не остаётся...
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/38_DSC_9932.JPG)

39. Рыбачок, с любовью намалёванный на бетонном парапете набережной.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/39_DSC_9918.jpg)
 
40. И в заключение три фотографии жителей Картахены. Нельзя же, право, рассказывать о городе, не показав, кто, кто в теремочке живёт!
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/40_DSC_9930.jpg)
 
41.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/41_DSC_9928.JPG)
 
42.
(http://a-kalmeyer.ru/foto_st/var/albums/2018-Cartagena/42_DSC_9929.JPG)

Я впечатлительны й старичок. Вглядываюсь в лица горожан Картахены и не могу отделаться от мысли, что они озабочены потерей чего-то, ищут и не могут сообразить, что это такое и куда оно подевалось...

И в голову приходит мысль: может быть они, как и я, думают о самом невероятном эпизоде гражданской войны в Испании, более того – о самом удивительном ограблении 20-го века, равных которому не знает история...

Огромные запасы золота накопленного (украденного) испанской короной в Новом Свете после покорения инков и ацтеков, хранились в центральном Банке Испании в Мадриде. С началом Гражданской войны небольшая часть золота была отправлена в Париж, чтобы оплачивать расходы Республики на оружие. Но в августе 1936-го французское правительство Блюма отказалось принимать дальнейшую оплату за поставки оружия, опасаясь, что Францию обвинят в нарушении политики невмешательств а. Не только Франция, все европейские страны заявили о своём нейтралитете и невмешательств е (сегодня вас, мои друзья, вряд ли удивляет импотентная позиция европейцев). 

В середине сентября войска франкистов начали наступление на столицу, и премьер-министр Лархо Кабайеро принял решение перевезти золотые запасы из центрального банка в безопасное место. Было принято решение спрятать золото в пороховых погребах одного из фортов, в горах над Картахеной, и 15 сентября весь золотой запас был эвакуирован в бухту Картахены, где собрались все силы республиканско го флота. Нужно представлять себе масштаб операции. Речь идёт о 7,800 ящиках золота, золотых монет и золотых изделий из Нового Света, ценность которых вообще не поддаётся оценке. Общим весом в 510 тонн.

В конце  октября 1936 года резидент НКВД в Испании Александр Орлов («Швед») получил телеграмму за подписью Ежова, в которой ему предписывалось разработать операцию по доставке золотого запаса Испании в Москву. В документе указывалось, что поручение исходит лично от «Ивана Васильевича» (псевдоним Сталина в НКВД).

В целях конспирации Орлов именовался «мистером Блэкстоном из Национального банка США», которого якобы сам президент Рузвельт лично направил в Испанию для перевозки золота в Вашингтон. Лишь семь человек во всей Испании были посвящены в детали операции.


Работа  заняла две ночи. Из-за постоянных воздушных налетов переброска золота в доки становилась рискованным предприятием.  Двадцати русским водителям под командованием комиссара НКВД Савченко было приказано переодеться в испанскую военную форму. Маскировка не сделала легче пятимильный путь вверх по коварному серпантину, который приходилось преодолевать с чрезвычайной осторожностью двадцати грузовикам с выключенными фарами в течение двух безлунных ночей. Водителям с трудом удавалось управлять машинами, чтобы не сорваться в пропасть. У них, по словам Орлова, немели руки.

Маршрут «золотого каравана» был тщательно спланирован. В перевозке участвовали четыре судна: «Ким», «Кубань», «Нева» и «Волголес». 26 октября суда вышли из Картахены.  Каждое из них в интересах конспирации двигалось своим курсом. Пройдя Средиземное море, Сицилийский пролив и Босфор, они 2 ноября прибыли в Одессу. За исключением одного, задержавшегося из-за аварии.


В одесском порту ящики были перегружены в вагоны и специальным эшелоном отправлены в Москву. Здесь золото перегрузили в специальный железнодорожны й состав и под усиленной охраной доставили на Киевский вокзал столицы. Его разместили в основном хранилище Управления Драгметаллов Наркомата финансов СССР, которое находилось в центре Москвы, в трехэтажном здании на Неглинной улице.  Вскоре после этого в газете «Правда» было опубликовано сообщение, что за успешное выполнение важного правительствен ного задания старший майор госбезопасност и Никольский (то есть Орлов) награжден орденом Ленина, а майор госбезопасност и Наумов (в действительнос ти — Эйтингон, заместитель Орлова) — орденом Красного Знамени.

Практически все участники описанной операции были впоследствии расстреляны, за исключением Орлова, который после окончания гражданской войны в Испании укрылся на Западе.

В опубликованной на западе книжке Орлов вспоминает об этой операции: «Я остановился у входа в пещеру. Передо мной были деревянные двери, встроенные в склон горы. Они распахнулись. При тусклом электрическом освещении я увидел, что пещера забита тысячами аккуратных деревянных ящиков одинакового размера и тысячами мешков, уложенных друг на друга. В ящиках находилось золото, а в мешках были серебряные монеты. Шестьдесят моряков-подводников ждали наготове. Это было сокровище Испании, накопленное испанской нацией за века! Вся сцена внушала суеверный страх: странная атмосфера пещеры, тусклое освещение и зыбкие тени, таинственные фигуры моряков и их возбужденные черные глаза»

Орлову было ясно, что испанские моряки знали, насколько ошеломляюще ценным было сокровище, которое они охраняли, и он подумал, что они без труда могли бы справиться с советскими водителями. Это еще больше подчеркивало настоятельную необходимость скрыть, куда направляются слитки, от испанцев, помогавших водителям грузить их в машины.

Налеты авиации участились настолько, что чиновник Испанского Казначейства впал в панику и сбежал, оставив одного из своих помощников для подсчета ящиков. На вторую ночь забеспокоились испанские моряки, и Орлову пришлось позаботиться о том, чтобы их снабдили вином, картами и проигрывателем с набором пластинок.

«Все пластинки оказались с записями танцевальной музыки — фокстротов, танго, и после еды, во время отдыха, испанские парни удивили меня, танцуя парами с самым серьезным видом, как будто они находились в настоящем танцевальном зале», — вспоминал Орлов, «и несмотря на то что рядом с ними были миллиарды монет, они скромно играли в карты на арахисовые орешки»

В тот момент, когда последний ящик золота был погружен на советский пароход, представитель Испании Мендес Аспе попросил у Орлова официальную расписку. «Я знал, что это случится, и боялся этого момента, – писал Орлов, – но у меня был личный приказ Сталина, и я был обязан его выполнить». «Испытывая острое чувство стыда», Орлов ответил «небрежным тоном, словно это была простая формальность, что расписка будет дана в Москве после окончательного подсчета». Испанский чиновник слова не мог вымолвить от изумления, когда Орлов повторил, что официальную расписку может выдать только Государственны й банк в Москве. Чтобы выйти из затруднительно го положения, Орлов предложил Мендесу Аспе послать на каждом грузовом судне по чиновнику Испанского казначейства в качестве наблюдателей.  Его сопровождали всего двое, и пришлось найти еще одного добровольца из местных, которого предупредили об отъезде за полчаса до выхода грузовых судов в море.  Таким образом, на каждом из четырёх судов  находился представитель Банка Испании. Заметим, что ни один из испанцев, сопровождавших золото в СССР, не вернулся домой.

Иосиф Виссарионович, которому задали вопрос об украденном золоте, ответил с усмешкой: «Испанцы никогда его не увидят, как собственных ушей».  Советским людям есть чем гордиться – у советских собственная гордость.

Задумался о карме, следующей за укравшими индейское золото. О награбленных у инков и ацтеков сокровищах и гражданской войне в Испании. Об ограблении испанского казначейства сталинскими ворами. Ну и о том, что после распада СССР это золото разграбили сами знаете кто... Так что – следите за развитием событий!

(https://www.dw.com/image/18545269_303.jpg)


(продолжение следует)