Arthur Kalmeyer

Arthur Kalmeyer => Музыка => Тема начата: Arthur Kalmeyer от Сентябрь 25, 2018, 05:53:02 pm

Название: А. БАРШАЙ: ПРАВДА О ВАГНЕРЕ
Отправлено: Arthur Kalmeyer от Сентябрь 25, 2018, 05:53:02 pm
...Я хотел бы отослать сторонников и любителей музыки Вагнера к этим страницам партитуры и потом спросить их, хотят ли они что-либо подобное слушать со сцены в Израиле.

К сожалению, все эти тонкости практически неизвестны не только любителям музыки, но часто даже профессионалам- музыкантам.

Зато защитникам Вагнера очень хорошо известно, например, о том, что первым дирижером оперы Вагнера "Парсифаль" был еврей Герман Леви, и это важный аргумент в устах защитников Вагнера. Но им нужно вспомнить или знать о том, как все это происходило на самом деле.

Герман Леви по контракту был придворным капельмейстеро м баварской Королевской капеллы. Оркестр этот не имел права выступать ни с кем другим, кроме Леви. Контракт не мог отменить даже Людвиг Второй, король Баварии.

Однако в случае с "Парсифалем" и Германом Леви между Рихардом Вагнером и баварским королем был составлен новый контракт. Тех, кто хочет убедиться в его существовании, мы можем направить в музей немецкого искусства в Мюнхене. Фотокопия этого документа, который очень неохотно дают посетителям, находится в музее Вагнера в Байрейте. А те, кому и то и другое трудно или невозможно, могут найти подробное описание этого контракта в книге
Клауса Умбаха "Рихард Вагнер".

Контракт этот состоит из трех пунктов.

     Первый: до того, как Герман Леви начнет первую репетицию, он должен креститься.
     Во втором пункте Вагнер оговаривает себе право никогда не разговаривать даже с
     крещеным Германом Леви непосредственн о, а всегда только через третье лицо.
     Третий пункт: после первого исполнения "Парсифаля" Вагнер оговаривает себе
     право в присутствии баварского короля Людвига Второго сказать Герману Леви,
     что он, как еврей, имеет только одно право - умереть и как можно скорее.

Под контрактом есть приписка, сделанная Вагнером и баварским королем: "Контракт был выполнен во всех его пунктах".

Можно попытаться обнаружить начало антисемитизма Вагнера. Он стал юдофобом после смерти его матери и последовавшей вскоре после этого смерти его первой жены Минны Планер, которая была еврейкой. В одном из своих писем в этот период Вагнер неожиданно пишет: "Я был на кладбище и посетил могилу моей любимой собаки" (собака лежала рядом с его женой, но Вагнер пишет только о посещении могилы любимой собаки).

Именно в этот момент начинается вспышка зоологического антисемитизма, который не оставляет Вагнера до самой смерти.

Однако вернемся к "Парсифалю", который занимает в творчестве Вагнера особое место. Он называл эту оперу "завещанием для будущих потомков". В предисловии к первому изданию "Парсифаля" Вагнер писал: "В моей опере "Парсифаль" я представляю идею фигуры Христа, которая очищена от еврейской крови".

Для Вагнера "Парсифаль", как он сам называет, - это "избавление от Избавителя". Почему нужно избавиться от Христа? Вагнер пишет дальше: "Ведь в жилах Христа текла еврейская кровь".

Отталкиваясь от этого, Вагнер пускается в долгие философствован ия о том, какая часть еврейской крови может дать право человеку считаться неевреем. И вот что он пишет в своем дневнике и что подтверждает также дневник Козимы Вагнер, его второй жены:

"Сначала я пришел к выводу, что одна шестнадцатая доля еврейской крови уже может освободить еврея от его преступлениями перед человечеством". Кстати, напомним, что эту пропорцию - одна шестнадцатая – Гитлер считал уже достаточной, для того чтобы изолировать, но не уничтожать человека физически. Но потом, как пишет Вагнер: "Я пришел к выводу, что даже одной микроскопическ ой капли крови (он употребляет даже не слово "капля", а "целле" /клетка/), одной микроскопическ ой клетки еврейской крови уже достаточно, чтобы человек никогда не смыл с себя позор быть евреем, и он должен быть уничтожен".

Здесь мы видим, что Вагнер пошел даже дальше нацистов. И вот этой-то идее посвятил себя Вагнер в "Парсифале". И еще одна цитата. Вагнер просит, чтобы перед исполнением "Парсифаля" на сцене была разыграна мистерия, в которой "тело Христа будет сожжено вместе с другими евреями как символ избавления от еврейства вообще".
Но даже во времена Вагнера никто не решился на подобные вещи.

Или приведу такой диалог между Кундри и Парсифалем, когда Кундри не знает, кто пришел, и она говорит: "Кто ты, неизвестный путник? Ты устал, и твои руки обагрены кровью. Но если они обагрены еврейской кровью, тогда ты
желанный гость в моем доме".

После окончания работы над "Парсифалем" Вагнер писал своей жене, что "звуки уничтожения, которые я написал для литавр в соль миноре, олицетворяют гибель всего еврейства, и, поверь мне, я не написал ничего прекраснее".

Я хотел бы спросить у защитников Вагнера, знают ли они об этом? И те, кто знает, хотят ли они слушать его произведения, или, может быть, эти слова заставляют задуматься о том, что музыка не всегда является сочетанием
звуков, иногда она может быть оружием смерти.

Даже Ницше назвал "Парсифаль" черной мессой. И это действительно так. Из того, что Вагнер посеял на музыкальной почве, взошли хорошие всходы.

Очень часто можно слышать: "Да, но Вагнер в этом не виноват". К сожалению, все, что пишет сам Вагнер о себе, опровергает подобный подход. Потому что Вагнер не только хотел осуществления своих идей, но даже сказал: "И после нашей смерти (он называл себя во множественном числе, ибо считал, что он и Б-г - это почти одинаковые по важности явления) мы сверху будем следить, чтобы все шло по пути, указанному нами".

Именно эти идеи Вагнера были приняты нацистским режимом, и не было необходимости изменять ни мелодию, ни слова – все подходило и без этого.
Название: Re: А. БАРШАЙ: ПРАВДА О ВАГНЕРЕ
Отправлено: Миша от Сентябрь 25, 2018, 08:09:37 pm
Спасибо,Артур!Давно читал о Вагнере,музыку его не слушаю:не хочу подпасть под психическое саморазрушение .В Германии Вагнера любят,больше говорить не хочу...В 2005-ом канцлер оговорилась в бундестаге:"Не забывайте,что все немцы антисемиты." Фестиваль в Байрейте -значительное событие. Не понимаю.