Постинг в соц.сетях

* Обращение  к гостям  сайта  !

Уважаемые  гости  сайта, для  полноценного пользования сайтом войдите через  социальную сеть или зарегистрируйт есь.

Автор Тема: 12/10/2018 ПРОЩАНИЕ С ЕВРОПОЙ. Часть 12. CARTAGENA  (Прочитано 749 раз)

Оффлайн Arthur Kalmeyer

  • Administrator
  • Sr. Member
  • *****
  • Сообщений: 773
ПРОЩАНИЕ С ЕВРОПОЙ. Часть 12. CARTAGENA

Все картинки кликабельны!


          «Испания.
          В матовом небе
          Светло и пустынно.
          Усталые реки,
          Сухая и звонкая глина.
          Христос остроскулый
          И смуглый
          Идёт мимо башен,
          Обуглены пряди,
          И белый зрачок его страшен.»
          - Федерико Гарсия Лорка

          «Потом пылал Мадрид.
          К нему на помощь в бури
          Шёл караван советский напролом,
          И голосом Долорес Ибаррури
          Испания твердила: “Мы пройдём!”»
          - Ольга Берггольц


Приболел последнее время, никак не мог собраться с силами продолжить этот нескончаемый фото-рассказ о Европе. Ну вот, наконец, выдавил из себя очередную главку – о Картахене. Не пугайтесь, медленно, но верно мы всё же приближаемся к концу...

Карфагенянин Гаструбал Справедливый основал Картахену в 227 году до новой эры, назвав её «Карт Хадашт», что в переводе с финикийского означало «Новый Город». Новый – в смысле Новый Карфаген.  Римляне, пришедшие на смену финикийцам, сделали его центром провинции Carthaginensis, сменив название города на Carthago Nova. Потом на Иберийский полуостров пришли Умайады, и город получил арабское имя Картайаннат Аль-Халфа. 

Привлекательно сть города для сменявших одна другую цивилизаций заключалась в наличии хорошо защищённой бухты, одной из лучших в западном Средиземноморь е, где можно было укрыть значительного размера флот. Пришедшие на смену маврам испанские Бурбоны тоже оценили стратегическое значение Картахены, и с тех пор до наших дней Испания использует бухту как главный опорный пункт своего военно-морского флота в Средиземном море.



Cравнительно небольшой город (население 410,000  человек) как сундук набит историческими памятниками финикийского, римского, византийского периода, здесь можно увидеть крепостные стены, постороенные маврами, вход в бухту охраняют старинные испанские батареи, а городская архитектура предлагает путешественник у разнообразие архитектурных стилей от барокко до Art Nouveau.

1. Карта старого центра города.


2. Вход в бухту. За маяком стоянка сторожевых катеров НАТО.


3. Утренний город, вид с верхней палубы нашего судна.


4. Извоз туристов.


5. Мыслитель из Картахены закрывает глаза и прячет голову между коленями, пытаясь найти позу для размышлений и так, чтобы не видеть туристов.


6. Колокольня над зданием Арсенала.
     

7. Герб над воротами арсенала.


8. Сравнительно новый спальный район Картахены. Утро. Чисто, безлюдно.


9. Улочка времён послевоенной застройки.


10. А это буржуазные кварталы 19 века.


11. Частные виллы в дорогой части города.


12. Университетски й кампус в стиле нового искусства..

 
13. Это тоже новое... или новое старое?...

 
14. Старый город.

 
15. Капли старинных фонарей на филигранных подвесках.


16. Памятник морским пехотинцам, погибшим в битве при Santiago de Cuba. У Испании не было шансов – молодой американский империализм успешно зачищал европейские владения в западном полушарии, заодно даруя долгожданную свободу жителям испанских колоний.


17. Старые империи плохо распознают намёки судьбы на то, что их время миновало, и посылают своих солдатиков умирать ни за что, ни про что... Это была последняя из битв Испано-Американской войны, в результате которой Куба, освободившись из-под испанской короны, стала независимым государством.

 
18. Крепостные стены старого города.

 
19. Сегодня городская стена сама защищена от беды сердечком...


20. Лифт и обзорная галерея, ведущие на верхнюю площадку замка Castillo de la Concepcion.

 
21. Пушки на замковой площадке смотрят в направлении моря.


22. Это южные эскарпы Castillo de la Concepcion.



23. Внутри крепости стоит памятник основателю города карфагенянину Гаструбалу Справедливому.

 
24. Барельеф 15-го века на Plaza de Risueno.


25. Римский театр, неожиданно откопанный сравнительно недавно, в 1988 году на месте снесённой арены для боя быков. Этот второй по величине из найденных на Иберийском полуострове римских театров вмещал 6000 зрителей.

 
26. Murcia Cathedral. Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии строился долгонько – с 1385 по 1467 год, но переделки продолжались до 18-го века, чем и объясняются разные стили здания: интерьер выполнен в строгом готическом стиле, в то время как фасад – испанское барокко.

 
27. Красный маяк, стоящий на спуске от старого города к бухте.

 
28. С обеих берегов, замыкающих бухту расположены батареи, державшие под обстрелом подходы к городу. На снимке ниже – батареи Fuerte de Navidad, охраняющего залив с западного берега.


29. Далее идут укрепления, расположенные на восточном берегу.
Это Bateria de San Leandro.

 
30. Bateria de San Isydoro y Santa Florentina.

 
31. Mirador de San Fulgencio.


32. Bateria de Castillo.

 
33. Bateria de Castillo, более крупным планом.


34. Так выглядит Bateria de Castillo, если подняться выше: внизу изящные башенки помещений для артиллеристов, а на верхней площаде установлена гигантская 17-метровой длины пушченция, для метания снарядов весом в одну тонну на расстояние 35 километров. Это орудие пальнуло всего один раз в своей пушечной жизни, во время гражданской войны, но этого оказалось достаточно, чтобы больше никто не пробовал приближаться.


35. Возвращаемся назад в порт, где нас ждёт Celebrity Eclipse.


36. В порту хорошо, здесь веет прохладный бриз, и можно побродить вдоль набережной, мечтательно выбирая, на какой из яхт хорошо было бы продолжать путешествие вместо погрузки на нашего монстра.

 
37. Мне пришлась по душе вот эта яхта, под названием Buenaventura-X… но поздно, Кальмейер, всё-то ты делаешь в жизни слишком поздно, раньше надо было «линять» (как образно выразился один из моих добрых виртуальных друзей).


38. Реклама Национального Музея Подводной Археологии. Хотелось бы посмотреть, но опять же времени уже не остаётся...


39. Рыбачок, с любовью намалёванный на бетонном парапете набережной.

 
40. И в заключение три фотографии жителей Картахены. Нельзя же, право, рассказывать о городе, не показав, кто, кто в теремочке живёт!

 
41.

 
42.


Я впечатлительны й старичок. Вглядываюсь в лица горожан Картахены и не могу отделаться от мысли, что они озабочены потерей чего-то, ищут и не могут сообразить, что это такое и куда оно подевалось...

И в голову приходит мысль: может быть они, как и я, думают о самом невероятном эпизоде гражданской войны в Испании, более того – о самом удивительном ограблении 20-го века, равных которому не знает история...

Огромные запасы золота накопленного (украденного) испанской короной в Новом Свете после покорения инков и ацтеков, хранились в центральном Банке Испании в Мадриде. С началом Гражданской войны небольшая часть золота была отправлена в Париж, чтобы оплачивать расходы Республики на оружие. Но в августе 1936-го французское правительство Блюма отказалось принимать дальнейшую оплату за поставки оружия, опасаясь, что Францию обвинят в нарушении политики невмешательств а. Не только Франция, все европейские страны заявили о своём нейтралитете и невмешательств е (сегодня вас, мои друзья, вряд ли удивляет импотентная позиция европейцев). 

В середине сентября войска франкистов начали наступление на столицу, и премьер-министр Лархо Кабайеро принял решение перевезти золотые запасы из центрального банка в безопасное место. Было принято решение спрятать золото в пороховых погребах одного из фортов, в горах над Картахеной, и 15 сентября весь золотой запас был эвакуирован в бухту Картахены, где собрались все силы республиканско го флота. Нужно представлять себе масштаб операции. Речь идёт о 7,800 ящиках золота, золотых монет и золотых изделий из Нового Света, ценность которых вообще не поддаётся оценке. Общим весом в 510 тонн.

В конце  октября 1936 года резидент НКВД в Испании Александр Орлов («Швед») получил телеграмму за подписью Ежова, в которой ему предписывалось разработать операцию по доставке золотого запаса Испании в Москву. В документе указывалось, что поручение исходит лично от «Ивана Васильевича» (псевдоним Сталина в НКВД).

В целях конспирации Орлов именовался «мистером Блэкстоном из Национального банка США», которого якобы сам президент Рузвельт лично направил в Испанию для перевозки золота в Вашингтон. Лишь семь человек во всей Испании были посвящены в детали операции.


Работа  заняла две ночи. Из-за постоянных воздушных налетов переброска золота в доки становилась рискованным предприятием.  Двадцати русским водителям под командованием комиссара НКВД Савченко было приказано переодеться в испанскую военную форму. Маскировка не сделала легче пятимильный путь вверх по коварному серпантину, который приходилось преодолевать с чрезвычайной осторожностью двадцати грузовикам с выключенными фарами в течение двух безлунных ночей. Водителям с трудом удавалось управлять машинами, чтобы не сорваться в пропасть. У них, по словам Орлова, немели руки.

Маршрут «золотого каравана» был тщательно спланирован. В перевозке участвовали четыре судна: «Ким», «Кубань», «Нева» и «Волголес». 26 октября суда вышли из Картахены.  Каждое из них в интересах конспирации двигалось своим курсом. Пройдя Средиземное море, Сицилийский пролив и Босфор, они 2 ноября прибыли в Одессу. За исключением одного, задержавшегося из-за аварии.


В одесском порту ящики были перегружены в вагоны и специальным эшелоном отправлены в Москву. Здесь золото перегрузили в специальный железнодорожны й состав и под усиленной охраной доставили на Киевский вокзал столицы. Его разместили в основном хранилище Управления Драгметаллов Наркомата финансов СССР, которое находилось в центре Москвы, в трехэтажном здании на Неглинной улице.  Вскоре после этого в газете «Правда» было опубликовано сообщение, что за успешное выполнение важного правительствен ного задания старший майор госбезопасност и Никольский (то есть Орлов) награжден орденом Ленина, а майор госбезопасност и Наумов (в действительнос ти — Эйтингон, заместитель Орлова) — орденом Красного Знамени.

Практически все участники описанной операции были впоследствии расстреляны, за исключением Орлова, который после окончания гражданской войны в Испании укрылся на Западе.

В опубликованной на западе книжке Орлов вспоминает об этой операции: «Я остановился у входа в пещеру. Передо мной были деревянные двери, встроенные в склон горы. Они распахнулись. При тусклом электрическом освещении я увидел, что пещера забита тысячами аккуратных деревянных ящиков одинакового размера и тысячами мешков, уложенных друг на друга. В ящиках находилось золото, а в мешках были серебряные монеты. Шестьдесят моряков-подводников ждали наготове. Это было сокровище Испании, накопленное испанской нацией за века! Вся сцена внушала суеверный страх: странная атмосфера пещеры, тусклое освещение и зыбкие тени, таинственные фигуры моряков и их возбужденные черные глаза»

Орлову было ясно, что испанские моряки знали, насколько ошеломляюще ценным было сокровище, которое они охраняли, и он подумал, что они без труда могли бы справиться с советскими водителями. Это еще больше подчеркивало настоятельную необходимость скрыть, куда направляются слитки, от испанцев, помогавших водителям грузить их в машины.

Налеты авиации участились настолько, что чиновник Испанского Казначейства впал в панику и сбежал, оставив одного из своих помощников для подсчета ящиков. На вторую ночь забеспокоились испанские моряки, и Орлову пришлось позаботиться о том, чтобы их снабдили вином, картами и проигрывателем с набором пластинок.

«Все пластинки оказались с записями танцевальной музыки — фокстротов, танго, и после еды, во время отдыха, испанские парни удивили меня, танцуя парами с самым серьезным видом, как будто они находились в настоящем танцевальном зале», — вспоминал Орлов, «и несмотря на то что рядом с ними были миллиарды монет, они скромно играли в карты на арахисовые орешки»

В тот момент, когда последний ящик золота был погружен на советский пароход, представитель Испании Мендес Аспе попросил у Орлова официальную расписку. «Я знал, что это случится, и боялся этого момента, – писал Орлов, – но у меня был личный приказ Сталина, и я был обязан его выполнить». «Испытывая острое чувство стыда», Орлов ответил «небрежным тоном, словно это была простая формальность, что расписка будет дана в Москве после окончательного подсчета». Испанский чиновник слова не мог вымолвить от изумления, когда Орлов повторил, что официальную расписку может выдать только Государственны й банк в Москве. Чтобы выйти из затруднительно го положения, Орлов предложил Мендесу Аспе послать на каждом грузовом судне по чиновнику Испанского казначейства в качестве наблюдателей.  Его сопровождали всего двое, и пришлось найти еще одного добровольца из местных, которого предупредили об отъезде за полчаса до выхода грузовых судов в море.  Таким образом, на каждом из четырёх судов  находился представитель Банка Испании. Заметим, что ни один из испанцев, сопровождавших золото в СССР, не вернулся домой.

Иосиф Виссарионович, которому задали вопрос об украденном золоте, ответил с усмешкой: «Испанцы никогда его не увидят, как собственных ушей».  Советским людям есть чем гордиться – у советских собственная гордость.

Задумался о карме, следующей за укравшими индейское золото. О награбленных у инков и ацтеков сокровищах и гражданской войне в Испании. Об ограблении испанского казначейства сталинскими ворами. Ну и о том, что после распада СССР это золото разграбили сами знаете кто... Так что – следите за развитием событий!




(продолжение следует)
« Последнее редактирование: Декабрь 19, 2018, 09:56:51 pm от Arthur Kalmeyer »