Постинг в соц.сетях

* Обращение  к гостям  сайта  !

Уважаемые  гости  сайта, для  полноценного пользования сайтом войдите через  социальную сеть или зарегистрируйт есь.

Автор Тема: 11/12/2018 ПРОЩАНИЕ С ЕВРОПОЙ. Часть 9. LISBÕA  (Прочитано 368 раз)

Оффлайн Arthur Kalmeyer

  • Administrator
  • Sr. Member
  • *****
  • Сообщений: 773
ПРОЩАНИЕ С ЕВРОПОЙ. Часть 9. LISBÕA

Все картинки кликабельны!


          «Монументы событиям, никогда не имевшим места:
          Несостоявшимся кровопролитным войнам.
          Фразам, проглоченным в миг ареста.
          Помеси голого тела с хвойным
          деревом, давшей Сан-Себастьяна.
          Авиаторам, воспарявшим к тучам
          посредством крылатого фортепьяно.
          Создателю двигателя с горючим
          из отходов воспоминаний. Женам
          мореплавателей -- над блюдом
          с одинокой яичницей. Обнаженным
          Конституциям. Полногрудым
          Независимостям ...
               Сумме зеленых листьев, вправе
          заранее презирать их разность.
          Счастью. Снам, навязавшим яви
          за счет населенья свою бессвязность.»

          - Иосиф Бродский. Открытка из Лиссабона (1988)


Если вам придёт в голову попробовать в Лиссабоне крепкого португальского кофе «bica», лучшего места, чем кафе «Бразилейра» в старой части города, вам не найти. Перед входом в кафе навсегда уселся на стул бронзовый Fernando Pessoa, самый наверное известный из португальских поэтов. Он ещё при жизни повадился сюда захаживать, и горожане верят, что его дух до сих пор витает в полутёмном интерьере над почерневшей мебелью резного дуба, среди зеркал и развешанных по стенам импрессионистс ких картинок.
1.


Если вы никогда не читали стихов Пессоа, вот  одно из моих любимых, в переводе Гелескула:

          Мой колокол деревенский,
          С душою наедине
          Отплачется звон вечерний
          И долго звучит во мне.
          Твой голос, подобно жизни,
          Печален, тягуч и глух,
          И я уже в первом звуке
          Повтор узнаю на слух.
          Всплывая, как сон, над полем,
          Где снова мой путь пролег,
          Твой близкий, твой встречный голос
          В душе моей так далек.
          И с каждым твоим ударом,
          Дошедшим издалека,
          Все дальше мое былое,
          Все ближе моя тоска.

Многие стихи Пессоа были положены на музыку: фаду – аутентично португальская форма, сродни русскому городскому романсу, исполняется с надрывом, но без жестикуляции. Tough love.



Я немного устал от писания обещанных текстов и демонстрации фотографий, и не только потому что ленив: висящая в воздухе гарь от калифорнийских пожаров меня окончательно достала. Мучительный кашель не даёт сосредоточитьс я ни на каком занятии. Беда...


Мы с Женщиной впервые приземлились в Лиссабоне в 1983 году. Пара выброшенных эмиграцией на свободу бывших «невыездных» жадно впитывала новые впечатления, но очень мало знала об истории города, куда нас занесла тяга к перемене мест. Мы уходили из отеля сразу после завтрака и до вечера таскались по улицам, куда глаза глядят, без плана, избегая музеев и гидов, заглядывая в переулки и дворики, пялясь на бесчисленные монументы, не понятно кому поставленные. Проголодавшись, заходили в первые попавшиеся рестораны, удивляясь здешней дешевизне, временами заказывали непонятную еду, не зная даже, как её надо есть. Преимущества молодости... Фотографировал я и тогда, но из рук вон плохо, ещё хуже, чем сейчас.

2. В ту поездку я сделал вот эту фотографию «Женщина с Пушкой Угрожает Португальской Столице», когда мы выперлись на крепостную стену возвышавшегося над городом замка. Как я сейчас понимаю, это был Castelo de São Jorge.


3. Вот ещё Тоничка в Португалии... Эх, хорошие времена были, хотя и глуповатые...


Чтобы стать к причалу морского порта в Лиссабоне, судам приходится входить в устье реки Tagus. Отсюда открываются панорамы города, вызвавшие у меня ностальгически е воспоминания.

4. Главная торговая площадь города с аркой da Rua Augusta.


5. Морской терминал  de Cruzeiros de Santa Apolonia.


6. Пришвартовалис ь. Идёт дождь. Высунулся на верхнюю палубу с фотоаппаратом, чтобы сфотографирова ть массивный белый купол Panteo Nacional. Эта старая церковь служит национальным пантеоном, где захоронены выдающиеся люди португальской истории. Ещё одна дань былому величию. Деды плавали!...
     

Идти гулять под дождём в общем-то можно, но фотографироват ь не слишком удобно. Поэтому решили доехать автобусом до верхней, расположенной на холмах, части Лиссабона, а там взять тур в трамвайчике и проехаться по кольцевому маршруту, желательно заняв место у окошка.

7. Город встретил нас сочащейся с неба влагой и пунктами политической программы Компартии Португалии:
       Увеличить пенсии
       Увеличить кредит для [бедных] семей
       Выравнять зарплату
Вот так.  Искал пункт о необходимости захвата власти пролетариатом, но не нашёл.


8. Здесь, в районе порта, встречаются интересные граффити


9. Дальше в город – больше памятников. Praça do Marquês de Pombal. Ну, это как Площадь Ленина, с той только разницей, что маркиз де Помбал был более разумным и удачливым мужчиной. Почитайте на досуге о его правлении, это увлекательное чтение.


10. Церкви, храмы, кресты, колокольни, святые. Католицизм здесь всерьёз. А чему ещё людям верить? Не истории же, в самом деле!...


11. Ну вот, наконец-то втиснулись в крохотулечный трамвайчик, я с русско-американским проворством занял место у окошка, теперь можно просто щёлкать всё, что попадёт в объектив, предоставив читателю делать свои выводы.


12. Город. Цвета Лиссабона.

 
13. Есть улицы почище...

 
14. ...есть погрязнее.

 
15. Ещё один бронзовый поэт. Antonio Ribeira (1520-1591) силится сообщить нечто чрезвычайно важное публике на площади Chiado. Но туристы не понимают по-португальски, а португальцы озабочены совсем другими проблемами, о которых поэту ничего не известно...


16. Колеи трамвайчика временами идут так круто вниз, что приходится держаться руками, чтобы не соскользуть с трамвайного сиденья (кстати, сиденья и вся внутренняя обивка трамвайчика сделаны из коры пробкового дерева. Это особый португальский шик.)


17.  .....

 
18. Ещё один памятник. Былая слава, вид со спины.

 
19. Девушка с малиновыми волосами. Мальвина, достигшая возраста любви?...


20. На следующем углу две уличные феи.

 
21. Встречный трамвайчик движется нам навстречу. Мы стоим, даём ему возможность проехать: в узких улочках всего одна колея, по которой движутся трамвайчики в обоих направлениях.

 
22.


23. Наконец выбираемся из узких, тесных улочек на площадь. Здесь, естественно, очередной собор. И туристы.

 
24. В Лиссабоне множество разнообразных музеев. Если вы приедете сюда, скажем, на месяц, с целью обойти все музеи, вам определённо не хватит времени.


25. Музей фаду.

 
26. Грустный Вашку да Гама стоит себе со своей каравеллой, удивляется, откуда взялось такое количество туземцев в его городе...

 
27. ...но в сторону рекламы смотреть отказывается.

 
28. Dryer, Portuguese style.


29. Временами трудно отличить граффити от католической или коммунистическ ой пропаганды. А может, это одни и те же люди рисуют?...

 
30. Публика на трамвайной остановке. Никто не улыбается. А чо, собственно, улыбаться? Русские чувствовали бы себя здесь, как дома.

 
31. Надо поддерживать улицы в чистоте. Эта жизнь не для ленивых.


32. Остатки роскоши былых эпох...

 
33. …и веяния новых времён.


34. В благополучных районах сохранились старые дома, облицованные традиционной голубой майоликовой плиткой.


35. Ещё один фасад времён расцвета португальского купеческого куража.


36. И снова конная статуя: «Король Португалии Божией Милостью и Провидением»

 
37. А где-то там, на крепостной стене у пушки до сих пор, наверное, прячется моя Женщина, только теперь она наводит прицел прямо на меня...

 
Славбогу, трамвайное путешествие закончено. Совсем вроде распогодилось. Дождя как не бывало. Даже синева временами проглядывает среди тучек.

38. Спрыгиваю с подножки. Прямо на меня смотрит восхитительно сияющая дама. Мешая от волнения слова, спрашиваю, не будет ли сеньора настолько добра, что позволит мне её сфотографирова ть. Сеньора отвечает на чистом бруклинском наречии, шуруй мол, дедушка, я всем фотографам даю. – Откуда Вы, Прелестница? – Из Сенегала, говорит.
Загадочный мир!...


39. Basilica de Estrela. Королевский храм, и женский монастырь кармелиток («Convent of the Most Sacred Heart of Jesus»)

 
40. Величественное здание базилики было построено (1779-1790) во исполнение религиозного завета королевой Марией Первой после того, как у неё родился здоровый сын Жозе, будущий наследник португальского трона. Вскоре выясниось, однако, что Господь счёл жертвенное воздаяние королевы недостаточным, ибо принц Жозе помер от ветрянки через два года после рожденияя. Безутешная королева похоронена на территории Храма. Здесь же находятся 500 скульптур католических святых, выполненных из пробковой коры. Не стану рассказывать о роли, которую сыграл промысел пробки в процветании ремёсел и торговли Португалии, это особая тема. Кто захочет, сам погуглит, это интересно.

 
41. Jardim de Estrela.

 
42. Padrão dos Descobrimentos –  памятник первооткрывате лям.

 
43.


44. Уже с борта нашего судна, выходящего в океан, бросаю последний взгляд на португальских дедов-первооткрывателей...


45. Проплывает мимо башня Святого Винсента. Прощай, Torre de Belem…


46. Наконец – свободные воды Атлантики. Позади остаётся погружающийся в вечернюю мглу Lisboa.


Прощай, Лиссабон! Удачи тебе, Португалия, ты её выстрадала...

(продолжение следует)
« Последнее редактирование: Ноябрь 14, 2018, 04:10:25 am от Arthur Kalmeyer »