ПАРИЖ, МОНМАРТР
Монмартр... Внизу ревет Париж —
Коричневато-серый, синий...
Уступы каменистых крыш
Слились в равнины темных линий.
То купол зданья, то собор
Встает из синего тумана...
- Максимилиан Волошин, Пустыня («Годы Странствий»)
Монмартр – холм в 18-ом арондисмане, возвышающийся на 130 метров над Парижем. На его вершине стоит Храм Сердца Христова, а вокруг, если верить свидетельствам очевидцев, – ночные клубы и прочие , как французы кличут бордели.
На самом деле сладко-порочная слава Монмартра – достояние
fin-de-siècle (имеется в виду девятнадцатый век, отнюдь не двадцатый). В разные времена здесь собирались с друзьями Дали, Моне, Тулуз-Лотрек, Аполлинер, Ватто, Пикассо, Модильяни, Ренуар, Дега, Коро, Ван Гог, Хемингуэй. Советскому человеку Монмартр особенно дорог тем, что сюда приходил Ленин – слушать Монтегюса (был якобы такой шансонье). В самом деле, зачем бы ещё ходил Владимир Ильич в район с эдакой злачной репутацией?
Мы приехали сюда с прощади Бастилии на метро (всего одна пересадка), и кабина лифта подняла нас не просто на белый свет, но в обожаемый моей супругой восхитительный мир бедных студентов, легко влюбляющихся девушек, великих художников, знаменитых писателей и умных артистических бесед – в общем, всего флера романтики, в котором ей было отказано из-за того, что пришлось выйти замуж за этого циника Кальмейера, который даже не догадался привезти сюда жену на такси.
Станция метро, хранящая дух Старого Парижа, не разочаровала мою прекрасную половину:
Даже автобусная остановка показалась жене наполненной
той парижской романтикой благодаря старичку в берете (старичок был примерно моего возраста, но я не ношу беретов...)

Совсем рядом со станцей метрополитена
Abbesse стоит очень красивый, на мой вкус, храм Сен-Жана Монмартского.

Это необычное здание было запроектирован
о Анатолем Бодó – первый собор, построенный из железобетона – колонны, своды, частично стены, даже детали наружной отделки. Год был 1904. Инженеры-строители (в их числе и моя супруга) до наших дней удивляются умелому использованию нового тогда материала. Внутреннее убранство показалось мне разумным, функциональным
. Вкус, по определению, есть отсутствие излишеств.

Мне кажется, Монмартр не может не понравиться человеку без предвзятых мнений. Здесь есть особый шарм – неторопливость жизненного ритма, подчёркиваемая людьми, прогуливающими домашних животных, кривыми, почти деревенскими улочками, крутыми лестницами, очаровательным
и двориками, открытыми терассами, нависшими над лежащим внизу городом... вот если б не толпы туристов...


Уличная сценка на Монмартре:

А это фонтан на Place J.B. Clément, спрятавшийся в тени каштанов; здесь на булыжной мостовой стоят скамейки для старичков с собаками, влюблённых и музыкантов.

Монмартрских котов, видимо, раздражают собаки и туристы. Всё понятно, но почему собаки?...

На Монмартре находится знаменитое кладбище, где похоронены, в числе прочих, Теофиль Готье, Гектор Берлиоз, Генрих Гейне, Эмиль Золя, Франсуа Тюффо, Эдгар Дега, Лео Делиб, Жак Оффенбах, Шарль Фурье, Нижинский, Александр Дюма-сын, Эдмон и Жюль де Гонкуры, Альфред де Виньи, Андре Ампер, Стендаль и Лa Гулю (та самая
La Goulue, которую так любил рисовать Тулуз-Лотрек).
Совет собирающимся навестить Монмартр: если вы интересуетесь историей, непременно посетите
Musee de Monmartre, расположенный по адресу
Rue Cortot 12. Кстати, на втором этаже этого домишки жил Морис Утрилло.

Мы направлялись к вершине холма, и я обратил внимание на забор с графитти. В отличие от российских заборов, на этом вместо трёхбуквенных приветствий был изображён художник:

Не знаю, как действует Монмартр на других путешественник
ов; я испытывал ощущение погружения в Живопись (так же, как в Вене не оставляет чувство, что вокруг тебя звучит Музыка). На раскладках уличных лавчонок выставлены репродукции старых афиш и эскизов, многие из которых узнаёшь мгновенно – рай для фотолюбителей.
..

Крутой подъём приводит к
Place du Tertre, эпицентру бывшей культурной жизни Монмартра и одной из главных нынешних туристских
attractions. Это сразу понятно по количеству русских тургрупп, ведомых многословными гидами. Трудно сказать, удаётся ли бедолагам-россиянам просто походить, помолчать, посмотреть и подумать: гиды тяжёлым трудом зарабатывают на жизнь, им молчать некогда! Вот ещё одна группа из РФ приобщается к культурному наследию конца 19-го века:

Лавки и стенды современных художников на
Rue Norvins. Качество художественног
о мастерства, мягко говоря, не улучшилось за последнее столетие...

В трёхэтажном зданьице на пересечении улиц
Rue Norvins,
Rue des Saules и
Rue Saint Rustique расположился ресторан
La Bonne Franquette.

Этот перекрёсток часто служил точкой вдохновения для Мориса Утрилло.

Мне сперва показалось, что я узнал изображённый Утрилло дом, но старого здания больше нет, на его месте стоит осовремененный ресторан. Всё равно, сидя здесь, невозможно не думать о том, что за соседним слоликом сидел когда-то Ван Гог, рисуя, скажем, вот эту картину:

В здешнем ресторанчике собирались художники. Ну и, само собой, модели... По этому поводу поделюсь с теми, кто этого не знает, анекдотом о родителях Мориса Утрилло. Матерью его была восемнадцатиле
тняя Сюзан Валадон, зарабатывавшая на жизнь, позируя в качестве модели для художников Монмартра. Она никогда никому не открыла секрета, кто был отцом Мориса, хотя в 1891 году испанский художник
Miguel Utrillo y Molins в качестве отца подписал свидетельство о его рождении. Итак, обещанный анекдот:После того, как Сюзан Валадон родила Мориса, она отправилась к Ренуару, для которого 9 месяцев назад работала моделью. Ренуар бросил один взгляд на ребёнка и немедля отрезал: «Это не мой, цвет просто ужасен!» Тогда она отправилась к Дега, которому тоже позировала 9 месяцев назад. Дега возмутился: «Это не имеет ко мне никакого отношения – форма никуда не годится!» Отправившись с горя в кафе
La Bonne Franquette, Сюзан увидела знакомого испанского художника Мигеля Утрилло, поделилась с ним своим горем, и тот немедленно предложил дать ребёнку свою фамилию: «Я был бы счастлив поставить свою подпись под любой работой Ренуара или Дега!...»Одно из исторических мест Монмартра – Собор Св. Петра –
Saint Pierre de Monmartre. Это последнее здание, сохранившееся от старинного комплекса монмартрского аббатства, и одна из самых старых парижских церквей: дата строительства – 1134 год. В 15 веке своды здания были полностью реконструирова
ны, западный фасад был перестроен в 18 веке. Три бронзовые двери изображающие Сен-Дени, Сен-Пьера и Богоматерь, отлиты приезжим итальянцем Джисмонди в 1980 году. Витражи сделаны, повидимому, в период формалистическ
их изысков монмартрских художников (не знаю, кто автор):

Витражи не слтшком вяжутся со статуей Богородицы, Матери-покровительницы Монмартра, поставленной в храме в знак благодарности за то, что охранила от бомбёжек союзной авиации 21 апреля 1944 года...

От
Place du Tertre к Собору Сердца Христова –
Sacré-Coeur – ведёт узкая улочка, в своё время изображённая Морисом Утрилло:

Белоснежный
Sacré-Coeur впечатляет совершенством пропорций. Посаженный на вершину холма, Собор как бы плывёт над панорамой Парижа: выше его – только Эйфелева башня, которой не видно со стороны главного фасада.


На колокольне собора находится один из самых больших колоколов в мире,
Le Savoyard
Мы уселись на ступёньки, разглядывая толпу, шумящую на ведущей снизу к Собору лестнице и на открывающуюся панораму города



Когда я начал писать этот раздел путевых записок, полумалось: при таком наплыве русских туристов невозможно, чтобы в ЖЖ не отразился их опыт в Париже. Поискал – и
voilas! – как не быть, конечно же есть. Первой вылезла ссылка на некeого
manaev’a, кстати, как раз –
о Монмартре:
Я помнил о своем долге и все никак не мог решиться на смелый плевок. В итоге, вместо того, чтобы на виду у туристов всех стран разбежаться, перегнуться через парапет и вылить не менее 50 гр. слюны с такой высоты, наказав таким образом парижан за беспечность, я заныкался в безлюдной части смотровой площадки и, нацедив полграмма, тихо отправил его лететь вместе с ветром куда-то в сторону моря. Погуляв еще немного, мы вернулись домой. Вечером была еще одна прогулка - та же фигня, только темно.Решил поискать в российских газетах. Нашёл вот это:
Выйдя из базилики, мы попадаем на площадь Тертр, где собираются художники. Знаменитый бульвар Парижа отразили на своих полотнах многие художники: Ренуар, Мане, Ван Гог... И сейчас, проходя между рядов художников, вглядываясь в их работы, понимаешь, как хорошо здесь пишется.
— Татьяна Рякина, Красное Знaмя, Jun 27, 2009 00:08:00 GMTНа этом я прекратил дальнейшие поиски...
Да ладно, не надо пускать пар из носика, я понимаю, что в ЖЖ наверняка есть интересные, талантливые рассказы о Париже, это у меня юмор такой. Безобразный.
Рядом с Собором разбит небольшой садик, где мы тоже немного отдохнули перед тем, как идти в обратный путь. Я снял там картинку под названием Два Старика, хотя на самом деле стариков в садике было трое...

Тоня сказала, что после утомительного дня нам следует непременно поесть в
Auberge de la Bonne Franquette, и не просто в зале, а на веранде Я пытался возражать, что в подобном месте еда наверняка не лучшая в Париже, потому что здесь берут деньги не за еду, а за историю. Но женщина была непреклонна, ей хотелось романтики на всю катушку, заверните две! И я перестал возражать, увидев, какие люди заходят в
Bonne Franquette:
Любимая женщина устроилась за столиком и отослала меня запечатлеть этот момент, дабы все друзья и родственники Кролика знали, что и мы не чужды искусству. Я так и сделал, вот, Тоничка, смотри – со всех ракурсов!


Заодно удалось щёлкнуть тут же на углу нескольких девиц, ах, до чего хороши девушки в Париже!

Как я и предполагал, еда и вино отнюдь не составляют главной привлекательно
сти этого заведения (порции ничтожны размером, а вино эти ребята продают на вес золота). Зато нас порадовали
Бременские музыканты Ай, чавела! русские лабухи, подрабатывающи
е на пятачке перед рестораном (аккордеонист у них был французско-говорящим, для
public relations). Спасибо Васе, главным предметом музыкальной культуры Монмартра безусловно следует считать Подмосковные Вечера, за которыми с небольшим отрывом следуют Очи Чёрные. Ну, и всё такое, чего душа просит.

В заключение небольшой 7-минутный видео-ролик под названием ЗВУКИ ПАРИЖА:
Продолжение следует
Current Mood: determined
Tags: о себе, europe, размышления, фотки, video, путешествия, рассказик